Правила и порядок составления должностной инструкции в ДОУ

Должностные инструкции, регламентирующие трудовые функции штатных должностей дошкольного образовательного учреждения, являются важным нормативным актом локального значения. Этот документ необходим и работодателю, и работнику, поскольку в нем установлены квалификационные требования, перечислены обязанности и права человека, занимающего данную должность.

Должностная инструкция – документ, который является аргументом в трудовых конфликтах и спорах, поэтому ее содержание и оформление должно соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к юридически значимым документам.

Несмотря на то, что такого понятия, как «должностная инструкция» в трудовом законодательстве нет, этот документ входит в справочник ОКУД – Общероссийский Классификатор управленческой документации. В соответствии с ОКУД, должностные инструкции относятся к классу унифицированной системы организационно-распорядительной документации и считаются документацией по организационно-нормативному регулированию деятельности предприятия.

Законодательно порядок составления должностной инструкции не урегулирован, работодатель может самостоятельно разработать документ, регламентирующий этот процедуру. Правила составления должностной инструкции могут быть оформлены в виде руководства или методических рекомендаций. Создание должностных инструкций, как создание и других организационно-распорядительных документов, может быть основано на ГОСТ Р 6.30-2003, устанавливающий рекомендации к составу и оформлению реквизитов документов.

Для оформления должностной инструкции используют реквизиты, которые являются обязательными для бланка, предназначенного для оформления внутренних документов. Она должна содержать наименование учреждения, наименование документа, дату и место его подготовки. Справа над текстом располагают гриф утверждения.

Должностная инструкция - это вид локального нормативного акта, и утверждается она как локальный нормативный акт - приказом руководителя. Если в коллективном договоре или соглашении определено, что в данном конкретном учреждении должностные инструкции утверждаются по согласованию с представительным органом сотрудников (профсоюзным комитетом), то в соответствии со ст. 8 ТК РФ должно быть проведено такое согласование.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
_________________________________________
наименование ДОУ
СОГЛАСОВАНО
Председатель профкома

___________ /___________________/
подпись     Ф.И.О.
протокол № ___ от «___»_____ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

_______________________________
должность руководителя
___________ /___________________/
подпись     Ф.И.О.
Приказ № ___ от «___»_____20___ г.

Должностная инструкция обязательно состоит из четырех основных разделов:

  • общие положения;
  • должностные обязанности;
  • права сотрудника;
  • ответственность.

В разделе "Общие положения" указывают:

  • уровень образования и дополнительной профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения предусмотренных должностных обязанностей;
  • требования к стажу работы по специальности;
  • основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний и профессиональных навыков, а также знаний нормативно-правовых документов, методических материалов, методов и средств, применяемых при выполнении должностных обязанностей;
  • основополагающие организационно-правовые документы, на основании которых работник осуществляет служебную деятельность и реализует свои полномочия;
  • перечень структурных подразделений и (или) отдельных должностей работников, непосредственно подчиненных ему по службе (если таковые имеются);
  • порядок замещения работника и исполнения должностных обязанностей в случае его временного отсутствия.

В раздел могут быть включены другие требования и положения, конкретизирующие и уточняющие статус работника и условия его деятельности.

Раздел «Должностные обязанности» содержит полный перечень выполняемых функций с учетом тех задач, которые стоят перед данным подразделением. Направления трудовой деятельности сотрудника должны быть изложены максимально полно и подробно. В этом разделе целесообразно предусмотреть возможность корректировки должностных обязанностей в зависимости от изменяющихся условий деятельности предприятия.

В разделе «Права сотрудника» оговариваются полномочия, предусмотренные внутренним регламентом учреждения для данной должности. Они должны быть конкретизированы с учетом специфики должности, выполняемой трудовой функции и обязанностей. В разделе можно привести перечень документов-оснований, определяющих права сотрудника.

Раздел «Ответственность» устанавливает меру ответственности работника за несоблюдение положений должностной инструкции и требований, предусмотренных законом раздел может содержать как общие ссылки на законы, так и конкретизировать порядок наложения взыскания.

При необходимости, в документ могут быть внесены и дополнительные разделы, например:

  • Критерии оценки качества работы;
  • Порядок аттестации;
  • Режим работы (если сотруднику устанавливается особый или индивидуальный график работы или предоставляется право самостоятельно организовывать и планировать свой рабочий день);
  • Взаимоотношения. Связи по должности;
  • Порядок утверждения и изменения должностной инструкции.

В разделе "Взаимоотношения. Связи по должности" регулируются производственные контакты между должностными лицами данного и иных структурных подразделений учреждения, устанавливается круг служебных связей. В этом же разделе могут перечисляться связи со сторонними организациями.

В разделе "Порядок утверждения и изменения должностной инструкции" устанавливают или срок действия инструкции, или условия пересмотра должностной инструкции, в числе которых: изменение структуры ДОУ, пересмотр штатного расписания, появление новых видов работы, ведущих к перераспределению должностных обязанностей, внедрение новых технологий, меняющих характер работы и др. Данный раздел располагают в заключение должностной инструкции.

С должностной инструкцией ознакомить работника необходимо при оформлении приема на работу, в идеале следует это сделать перед заключением трудового договора, чтобы работник имел полное представление о том, что будет входить в его обязанности, а также в случае изменения должностных обязанностей, расширения круга обязанностей (например, при совмещении должностей, переводе на другую работу и т.д.). Факт ознакомления с инструкцией необходимо подтвердить подписью работника, а также следует ему под роспись выдать второй оригинальный (заверенный) экземпляр документа.

С настоящей инструкцией
Ознакомлен:
_________________________________

Один экземпляр получил на руки
и обязуюсь хранить на рабочем месте

«___»_____ 20___ г.



___________ /___________________/
подпись     Ф.И.О.

Правила хранения должностных инструкций содержатся в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, утвержденных приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558. Согласно данному документу положения о правах и обязанностях должностных лиц подлежат постоянному хранению по месту разработки и/или утверждения, а также в других организациях в течение трех лет после их замены новыми.