Инструкция по организации охраны жизни и здоровья воспитанников во время пребывания в ДОУ

Обновление: 19.02.2024
Закажите получение на ваш электронный ящик (E-MAIL) готового документа в формате *.doc (Microsoft Word, Libre Office Writer), оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ.
Документ отправляется автоматически сразу после оплаты.
Цена: 100 руб


Инструкции, памятки и документы по профилактике заболеваний в ДОУ

Пакет содержит положения, инструкции и документы по охране здоровья в формате *.doc, который полностью совместим со всеми основными текстовыми редакторами: Microsoft Word, Open Office Writer, Libre Office Writer. Все документы составлены на основании Федеральных законов, рекомендаций Роспотребнадзора и Министерства здравоохранения РФ.

Документы не содержат ссылок на посторонние ресурсы, размещаются в отдельном файле, оформленном в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.97-2016 и полностью подготовлены к печати.

Обновление:
20.02.2024

Инструкция по организации охраны жизни и здоровья воспитанников во время пребывания в ДОУ

ИОТ - __________________ - 2024
номер инструкции

Документ составлен с учетом нормативных правовых актов, действующих на 2023 год: 
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденная Приказом Министерства просвещения РФ № 1028 от 25 ноября 2022 г.
- Федеральный закон № 29-ФЗ от 02.01.2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в редакции от 13 июля 2020 года.
- Межгосударственный стандарт ГОСТ Р 12.0.007-2009. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию.
- Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.003-2015. Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.
- Межгосударственный стандарт ГOCT 12.0.004-2015. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.
- Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.1-2015. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда.
- Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. N 772н "Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем".
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда".
1. Общие требования

1.1. Настоящая Инструкция по организации охраны жизни и здоровья воспитанников во время пребывания в дошкольной образовательной организации разработана в соответствии со ст. 30, 37, 41 Федерального закона № 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации", Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной Приказом Министерства просвещения РФ № 1028 от 25 ноября 2022 г. и Письмом Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 г. № 03-1423 «Методические рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации» с учетом требований:

  • СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
  • СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»;
  • СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

1.2. Дошкольное образовательной учреждение несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников (ст. 28, п.7 Федерального закона № 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации").

1.3. Все без исключения педагогические работники несут персональную ответственность за охрану жизни и здоровья детей во время образовательного процесса.

1.4. Правила, изложенные в данной инструкции, обязательны для исполнения всеми работниками ДОУ.

2. Требования безопасности к зданию и территории ДОУ

2.1. Дошкольные организации должны иметь собственную территорию для прогулок детей (отдельно для каждой группы). Игровая зона включает групповые площадки, индивидуальные для каждой группы. Для отделения групповых площадок друг от друга, а также для отделения их от хозяйственной зоны используют зеленые насаждения.

2.2. На территории групповых площадок устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 м2  на одного ребенка, но не менее 20 м2, песочницы, а также иные приспособления для игр. Спортивные и игровые площадки должны иметь полимерное или натуральное покрытие. Полимерные покрытия должны иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия. Покрытие проездов, подходов и дорожек на территории детского сада не должно иметь дефектов.

2.3. Земельный участок дошкольного образовательного учреждения должен иметь наружное электрическое освещение, забор и зеленые насаждения. Забор изготавливается из материалов, обладающих определенными характеристиками: быть безопасными, не содержать токсичных веществ, выдерживать высокую влажность, воздействие солнечных лучей, не нагреваться при высоких температурах, быть устойчивыми к химическим веществам и огню, эстетично выглядеть с внутренней и внешней стороны.

2.4. Зеленые насаждения должны занимать не менее 50% площади территории, свободной от застройки и физкультурно-спортивных площадок, в том числе и по периметру этой территории. На территории ДОУ не должно быть плодоносящих ядовитыми плодами деревьев и кустарников.

2.5. Планировка помещений ДОУ должна обеспечить возможность формирования изолированных помещений для каждой детской группы (далее – групповая ячейка) –  раздевальная комната, групповая комната, спальня, буфет, туалет, совмещенный с умывальной, наличие при необходимости дополнительных помещений для занятий с детьми (музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда, помещения для иных дополнительных занятий), а также иных помещений (помещения для оказания медицинской помощи, пищеблок, помещения для стирки белья) и помещений служебно-бытового назначения.

2.6. Групповые ячейки размещаются не выше третьего этажа. Групповые ячейки для детей до 3-х лет располагаются на 1 этаже.

2.7. При численности воспитанников дошкольной организации более 120 человек предусматривается отдельный зал для занятий музыкой и отдельный зал для занятий физкультурой.

2.8. Помещения постоянного пребывания детей для дезинфекции воздушной среды оборудуются приборами по обеззараживанию воздуха. Полы в помещениях групповых, расположенных на первом этаже, должны быть утепленными или отапливаемыми.

2.9. При размещении ДОУ в отдельно стоящем здании групповые ячейки для детей младенческого и раннего возраста должны иметь самостоятельный вход на игровую площадку.

2.10. Окна помещений оборудуются в зависимости от климатической зоны регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника, а окна, открываемые в весенний, летний и осенний периоды, – москитными сетками.

2.11. Конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года. Проветривание в присутствии детей не проводится. Все открывающиеся окна должны открываться внутрь, не иметь наружных решёток.

2.12. Туалеты дошкольной организации, организации делятся на умывальную зону и зону санитарных узлов. В умывальной зоне размещаются детские умывальники и душевой поддон, устанавливаются вешалки для детских полотенец (отдельно для рук и ног), количество которых должно соответствовать общему количеству воспитанников. В зоне санитарных узлов размещаются унитазы, которые обеспечиваются индивидуальными сидениями для каждого ребенка. В умывальные раковины для детей вода подается через смеситель. Туалетные кабины оснащаются мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги, сиденьями на унитазы. Умывальные раковины обеспечиваются мылом, электро- или бумажными полотенцами, ведрами для сбора мусора. Площадь туалетов для детей до 3 лет должна составлять не менее 12 м2, от 3 до 7 лет – 16,0 м2. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным и без дефектов.

2.13. Туалеты для детей раннего возраста оборудуются в одном помещении. В нем устанавливаются умывальные раковины для детей, раковина и унитаз (в отдельной кабине) для персонала, шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детская ванна (для детей ясельного возраста) или душевой поддон, а также хозяйственный шкаф. Индивидуальные горшки маркируются по общему количеству детей.

2.14. В туалетной умывальной зоне дошкольной, средней, старшей и подготовительной групп устанавливаются умывальные раковины для детей, раковину и унитаз (в отдельной кабине) для персонала, а также детские унитазы. В старших и подготовительных группах туалетные комнаты (отдельные кабинки) оборудуются отдельно для мальчиков и девочек. Не допускается использование детского туалета персоналом.

2.15. Для приготовления дезинфекционных растворов, обработки и хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфекционных средств в недоступном для детей месте выделяется помещение либо оборудуется место, исключающее доступ к нему детей. Помещение оборудуют поддоном с холодной и горячей водой, подающейся через смеситель, а также системой водоотведения. Там же размещают инструкции по приготовлению дезинфицирующих растворов

2.16. Входные двери должны быть оснащены звонком, иметь запор на высоте, недоступной ребенку и постоянно закрываться.

2.17. В  ДОУ крылечки должны иметь высокие перила с прямыми вертикальными и часто расставленными планками.

2.18. Не следует допускать наличия в дверях пружин и блоков. Двери должны быть на автоматическом доводчике.

2.19. Ограждающие устройства отопительных приборов должны быть выполнены из материалов, безвредных для здоровья детей. Ограждения из древесно-стружечных плит к использованию не допускаются.

2.20. Ямы на участке детского сада необходимо засыпать;  мусорные ящики нужно держать на запоре. На участке не должно быть опасных для жизни и здоровья детей предметов (не струганных досок, ящиков с торчащими гвоздями, обрывков электропровода, битого стекла, посуды, шприцев и др.). Нужно с систематической регулярностью проверять, нет ли на участке дошкольного заведения сухостойных деревьев, не допускать торчащих веток растений на участке.

2.21. При наличии на собственной территории песочниц ежегодно, в весенний период, в песочницах, на игровых площадках, проводится полная смена песка. Песок должен соответствовать гигиеническим нормативам. При обнаружении возбудителей паразитарных и инфекционных болезней проводится внеочередная замена песка. Песочницы в отсутствие детей во избежание загрязнения песка закрываются крышками.

2.22. Запрещается вбивать гвозди на уровне роста детей, пользоваться кнопками, острыми предметами. Цветочные горшки с комнатными растениями не должны находиться на высоте выше роста детей, на подоконниках.

2.23. Технические осмотры зданий должны быть систематическими (осмотр штукатурки, потолков, прочности балок, полов, лестниц, оконных рам, вентиляции, электроарматуры). Портреты, картины, шкафы, полки, зеркала, огнетушители,  шкафы для игрового строительного материала, вешалки, шкафы для одежды и полотенец должны прочно прикрепляться к стене, полу. Необходимо строго соблюдать маркировку мебели, посуды, ветоши.

2.24. Во время ремонта применяемые строительные и отделочные материалы используют при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия, быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств, подтверждающие их безопасность, устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.

2.25. Полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию. Стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

3. Соблюдение требований безопасности персоналом ДОУ

3.1. Основная обязанность воспитателя – это охрана жизни и здоровья детей. Воспитатель при проведении занятий и других видов педагогической деятельности должен знать и выполнять:

  • настоящую инструкцию по организации охраны жизни и здоровья воспитанников во время пребывания в ДОУ;
  • санитарные нормы и правила содержания помещений дошкольного образовательного учреждения;
  • инструкцию о мерах пожарной безопасности в здании и на территории ДОУ;
  • правила дорожного движения (знать и изучать с детьми правила поведения на улице, на игровых площадках, в цветнике с целью профилактики детского травматизма);
  • инструкцию по оказанию первой помощи пострадавшим.

3.2. На время подмены воспитателя (кратковременной или долгосрочной) педагоги и сотрудники детского сада обязаны брать на себя функции по охране жизни и здоровья детей, спасению и эвакуации их в случае необходимости.

3.3. Воспитателю категорически запрещается оставлять детей без присмотра. При необходимости отлучиться от детей на некоторый период воспитатель обязан предупредить младшего воспитателя, куда и насколько ему надо выйти из группы и попросить его оставить на время свои дела, чтобы присмотреть за детьми.

3.4. Воспитатель обязан знать состояние здоровья, группу здоровья каждого ребенка, строить свою работу с учетом его индивидуальных способностей, возможностей, здоровья.

3.5. Внешний вид воспитателя должен быть образцом для подражания детей и родителей.

3.6. Родители и другие лица, которые по их поручению приводят ребенка в детский сад, должны передать ребенка воспитателю или тому сотруднику детского сада, который принимает детей в этот день.  Вечером ребенка необходимо передать родителям, лицам находящимся в списке имеющих право забирать ребёнка из ДОУ или заранее договориться относительно тех лиц, которым они доверяют забирать ребенка из детского сада.

3.7. Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинским работником, которые должны опрашивать родителей о состоянии здоровья детей, а также проводить бесконтактную термометрию. Заболевшие дети, а также дети с подозрением на наличие инфекционного заболевания к посещению не допускаются.

3.8. Запрещается впускать на территорию детского сада неизвестных лиц без предъявления ими документа, удостоверяющего личность посетителя и его право на посещение учреждения.

3.9. Ежедневно до начала работы воспитатель должен сделать осмотр групповой комнаты, туалета, умывальной комнаты, спальни, приёмной, буфетной. Обо всех неисправностях мебели, оборудования или помещений немедленно поставить в известность заведующего хозяйством или заведующего ДОУ.

3.10. Воспитатели перед приёмом детей в группу, совершают обход своего участка и всех помещений группы, в случае обнаружения опасных предметов (стёкла, бутылки, палки и др.) педагог должен убрать их с территории немедленно, не допускается приём детей в непроверенное помещение или участок. В случае обнаружения травмоопасных построек, явлений (наледи, треснувшее дерево), мебели или оборудования, которое воспитатель не может убрать самостоятельно, необходимо принять меры по недопущению детей к травмоопасному месту или оборудованию, следует оградить это место.

3.11. Воспитатель обязан содержать свое рабочее место в чистоте, обеспечивать свободный доступ ко всем входам.

3.12. Воспитатель должен проводить работу с родителями о том, чтобы они контролировали наличие в карманах детей острых предметов, спичек, лекарств.

3.13. Воспитателю необходимо закрывать наружные двери после приема детей.

3.14. Заведующий ДОУ и завхоз  в начале рабочего дня совершают технический осмотр всех помещений и территории детского сада, изучает тетрадь трёхступенчатого контроля, принимает меры по устранению травмоопасных ситуаций. Доводят до сведения  воспитателей о возможности использовать помещение, оборудование или участок для работы с детьми.

3.15. Другие сотрудники, работающие в отдельных помещениях или кабинетах (делопроизводитель, музыкальный руководитель, младшие воспитатели, уборщик служебных помещений, машинист по стирке белья, педагог дополнительного образования, рабочий по ремонту зданий и сооружений, дворник) производят осмотр рабочих мест, закреплённых за ними кабинетов, помещений, территории. В случае обнаружения поломки или неисправности немедленно принимают меры по обеспечению безопасности детей.

3.16. Повар, кладовщик  проверяют перед рабочим днём всё оборудование и помещение пищеблока, кладовой, овощехранилища.

3.17. Сотрудники пищеблока обеспечивают недоступность проникновения посторонних лиц на пищеблок.

3.18. Обо всех поломках и неисправностях немедленно сообщают завхозу. Завхоз незамедлительно принимает меры для устранения поломок, неисправностей и т.д.

3.19. Завхозу необходимо осуществлять систематический контроль за исправностью водопровода, канализации, отопления, фрамуг, форточек, дверей.

3.20. Завхозу положено следить на участках за своевременной подрезкой деревьев; убирать участок от битого стекла, веток, сучков, корней, своевременно ремонтировать оборудование на участках, физкультурное оборудование должно быть устойчивым. На  участках не должно быть опасных для детей предметов (не оструганных досок, торчащих гвоздей, обрывков электропровода).

4. Требования безопасности во время нахождения детей в группе и на прогулочной площадке

4.1. При нахождении воспитанников в ДОУ необходимо оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов:

  • неправильный подбор детской мебели, так как это может повлечь за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости;
  • недостаточная освещенность и непродуманное размещение «уголков книги», уголков для настольных игр, уголков по изобразительной деятельности могут привести к нарушению остроты зрения у детей;
  • присутствие в группе постороннего длительного шума, громкой музыки, громкой речи и т. д. во время нахождения в группе может стать причиной нарушения остроты слуха;
  • неисправное электрооборудование, ТСО в групповых комнатах и других помещениях, которое может привести к поражению детей электрическим током, пожару, вызванному коротким замыканием;
  • неправильное хранение и использование колющих, режущих мелких предметов, использование оборудования и мебели в неисправном состоянии или с дефектами могут стать причиной различных травм;
  • неправильное хранение и использование медикаментов и средств дезинфекции, что может повлечь за собой отравления;
  • несоблюдение детьми правил безопасного поведения при перемещении из группы в спортивный, музыкальный зал или другое помещение детского сада, особенно при спуске или подъеме по лестнице – причина различных травм у детей.

4.2. Запрещается

  • держать в доступных детям местах: гвозди, иглы, кнопки, лезвия, ножницы, мелкие предметы, медикаменты и дезинфекционные средства;
  • пользоваться в группе: электроприборами, чайниками, электрокипятильниками, утюгами и т.д.;
  • брать детей на пищеблок за получением питания, поручать выносить мусор, отходы к общему контейнеру, доверять детям мыть полы и посуду;
  • посылать детей с каким-либо поручениями без присмотра;
  • брать детей на процедуры, занятия без ведома воспитателя;
  • приносить в группу растворы или жидкости, пары которых опасны для здоровья; лекарства, таблетки;
  • находиться в группе в верхней одежде и верхней обуви.

4.3. Ножницы для занятий с детьми должны быть с тупыми концами. Пользоваться ими дети могут только под руководством и наблюдением воспитателя.

4.4. Электропроводка должна быть изолированной, электроприборы – недоступными для детей.

4.5. Покрытие столов и стульев должно не иметь дефектов и повреждений, и быть выполненным из материалов, устойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств.

4.6. Воспитатели и помощники воспитателя обеспечиваются санитарной одеждой из расчета не менее 2 комплектов на 1 человека. У помощника воспитателя дополнительно должны быть: фартук, колпак или косынка для надевания во время раздачи пищи, фартук для мытья посуды и отдельный халат для уборки помещений.

4.7. Воспитатель должен требовать от родителей, чтобы обувь детей имела закрытую часть пятки. Запрещается детям носить тапки домашние и чешки, обувь, не подлежащую влажной обработке. Воспитатель должен следить, чтобы обувь была опрятная, чистая и всегда застегнута.

4.8. Используя на занятиях иглы, вязальные спицы, крючки и ножницы (со средней группы), научить пользоваться данными предметами каждого ребенка и работать под наблюдением взрослого.

4.9. Необходимо воспитателям строго следить за играми и шалостями детей, которые могут привести к травматизму.

4.10. Требования к организации питания:

  • подавать пищу из кухни нужно в то время, когда в коридорах и на лестницах нет детей;
  • во время раздачи пищи не допускать игр с детьми около обеденных столов;
  • запрещается приносить в групповые комнаты кипяток;
  • температура горячей пищи при выдаче не должна превышать 70 °С;
  • во время приема пищи необходимо следить за правильным использованием воспитанниками столовых приборов;
  • во избежание травм столовая и чайная посуда не должна иметь трещин и сколов;
  • запрещается приносить в детский сад продукты питания из дома, для угощения детей.

4.11. На участке воспитатель обязан постоянно находиться вместе с детьми: проводить наблюдение, подвижные игры, физические упражнения, игры по желанию детей и другую педагогическую работу. Воспитатель обеспечивает безопасность каждого ребёнка группы.  Обучает детей правилам безопасного поведения, производит страховку детей в момент выполнения детьми сложных или опасных или сложных упражнений: лазанья по лестницам, подъём и скатывание с гор, бег, прыжки, качание на качелях, катание по ледяным дорожкам и др. Воспитатель не допускает нахождения детей без своего присутствия за верандами, кустарниками, стенами построек и др.

4.12. Воспитатели снимают одежду с детей аккуратно,  не торопясь (особенно с узкими рукавами, горловиной) стараясь не причинять ребёнку боли и  неудобства.

4.13. Необходимо следить за тем, чтобы дети не ели никаких грибов, ягод, травы, листьев. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети не приносили жевательную резинку, не брали в рот посторонние предметы (детали конструктора, косточки от ягод и фруктов, пуговицы и др.), следить за тем, чтобы во рту детей ничего не было во время занятий, игр, движений и сна.

4.14. Физкультурное оборудование в физкультурном зале, на физкультурной площадке и все малые формы на прогулочных участках должны соответствовать требованиям безопасности. Своевременно сообщать о неисправностях заведующему хозяйством.

4.15. Воспитатель, прежде чем допустить детей на то или иное оборудование или снаряд должен проверить его устойчивость, прочность и безопасность для жизни и здоровья детей. При выполнении физических упражнений в ходе физкультурных мероприятий (занятий, досугов, праздников и др.) воспитатель обязан обеспечивать безопасность и страховку детей во время занятий.

4.16. Не допускается самостоятельное, без непосредственного присутствия и страховки выполнение детьми упражнений на лестницах, ледяных дорожках, горках, качелях и др. Всё оборудование детского участка для игр и занятий детей должно строго соответствовать требованиям СанПиН и технике безопасности.

4.17. Отправляясь на экскурсию или на прогулку по улице, воспитатель обязан  соблюдать  «Инструкцию по охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время целевых прогулок и экскурсий, труда на огороде, в цветнике».

4.18. Необходимо очищать от снега и льда и посыпать песком дорожки, площадки на участках. Нельзя разрешать катание на ногах с ледяных горок. Крыши всех построек на участках должны своевременно очищаться от снега; нельзя допускать образования по краям крыш свисающих глыб снега и сосулек.

4.19. Организовать тщательное наблюдение за тем, чтобы дети не уходили за пределы участка. В случае самовольного ухода немедленно сообщить заведующему ДОУ, отправить на его розыски сотрудника, сообщить в органы полиции, родителям.

5. Соблюдение требований безопасности при аварийных и чрезвычайных ситуациях

5.1. В учреждении должны строго соблюдаться основные положения Федерального закона «О пожарной безопасности». Каждый сотрудник учреждения обязан знать и соблюдать правила пожарной безопасности, уметь обращаться с огнетушителем и знать план эвакуации детей на случай пожара.

5.2. В ДОУ должны иметься поэтажные планы эвакуации при пожаре, система оповещения, адреса и номера телефонов администрации учреждения, пожарной части, скорой помощи и других аварийных служб.

5.3. Воспитатель обязан иметь адреса детей, сведения о месте работы родителей, контактные телефоны родителей и близких родственников.

5.4. Персонал детского сада должен быть подготовлен к оказанию первой помощи при внезапном заболевании ребёнка или несчастном случае.

5.5. В случае возникновения аварийных ситуаций, необходимо принять  меры, немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом заведующему ДОУ, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение.

5.6. Работникам не приступать к работе при плохом самочувствии или внезапной болезни.

5.7. В случае появления неисправности электроприборов (посторонний шум, искрение и запах  гари) немедленно отключить электроприбор от электросети и сообщить об этом завхозу,  заведующему ДОУ; работу продолжать только после устранения возникшей неисправности.

5.8. При возникновении пожара немедленно сообщить об этом лицу, ответственному за пожарную безопасность,  заведующему ДОУ и в ближайшую пожарную часть, приступить к эвакуации воспитанников в соответствии с планом эвакуации.

5.9. При получении травмы немедленно обратиться за медицинской помощью в медицинский кабинет и сообщить об этом заведующему ДОУ.

6. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и норм

6.1. Сотрудники ДОУ обязаны постоянно следить за температурным режимом, влажностью воздуха, естественным и искусственным  освещением в помещениях, где находятся дети.

6.2. В игровых, спальнях групповых ячеек, в учебных кабинетах и жилых помещениях обеспечивается наличие естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения. Уровни искусственной освещенности для детей дошкольного возраста в групповых (игровых) комнатах составляют не менее 400 люкс.

6.3. Система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый. Не допускается в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светооизлучением.

6.4. Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны содержать следы загрязнений.

6.5. Осветительные приборы должны иметь светорассеиваюшую конструкцию: в помещениях, предназначенных для занятий физкультурой и спортом - защитную, в помещениях пищеблока, душевых и в прачечной - пылевлагонепроницаемую.

6.6. Воспитанники ДОУ обеспечиваются мебелью в соответствии с их ростом и возрастом. Количество мебели должно соответствовать количеству детей. Функциональные размеры мебели должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническим регламентом ТР ТС 025/2012 "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности мебельной продукции", утвержденный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 № 32.

6.7. Спальные комнаты в группах оборудуются кроватями, тумбочками и стульями (табуреты) по количеству детей. Кровати должны иметь твердое ложе. Допускается оборудование спален раскладными кроватями с жестким ложем или трансформируемыми кроватями, не превышающими трех уровней и имеющими самостоятельный заход на них. Использование диванов и кресел для сна не допускается.

6.8. Каждое спальное место обеспечивается комплектом постельных принадлежностей (матрацем с наматрасником, подушкой, одеялом), постельным бельем (наволочкой, простыней, пододеяльником) и полотенцами (для лица и для ног, а также банным). Допускается использование одноразовых полотенец для лица, рук и ног. Количество комплектов постельного белья, наматрасников и полотенец (для лица и для ног, а также банного) должно быть не менее 2 комплектов на одного человека.

6.9. Мебель должна иметь покрытие, допускающее проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфекционных средств.

6.10. Для хранения верхней одежды раздевальные групповых ячеек оборудуются шкафами для верхней одежды детей с индивидуальными ячейками, полками для головных уборов, крючками. Каждая индивидуальная ячейка маркируется. Количество индивидуальных ячеек должно соответствовать списочному количеству детей в группе.

6.11. Все помещения подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. Влажная уборка в спальнях проводится после ночного и дневного сна, в спортивных залах и групповых помещениях не реже 2 раз в день.

6.12. Игрушки моются ежедневно в конце дня, а в группах для детей младенческого и раннего возраста - 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается. Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед использованием детьми моются проточной водой с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья детей. Пенолатексные, ворсованные игрушки и мягконабивные игрушки обрабатываются согласно инструкции производителя. Игрушки, которые не подлежат влажной обработке (мытью, стирке), допускается использовать в качестве демонстрационного материала. Игрушки моются в специально выделенных, промаркированных емкостях.

6.13. Остекление окон выполняется из цельного стекла. Не допускается наличие трещин и иное нарушение целостности стекла. Чистка оконных стекол проводится по мере их загрязнения.

6.14. При использовании электронных средств обучения (ЭСО) с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране.

6.15. Количество детей в группах организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты. Для групп раннего возраста (до 3 лет) - не менее 2,5 м2 на 1 ребенка и для групп дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2 м2 на одного ребенка, без учета мебели и ее расстановки.

6.16. Режим дня в ДОУ предусматривает рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями, обеспечивает хорошее самочувствие и активность ребенка, предупреждает утомляемость и перевозбуждение у воспитанников всех возрастных групп (см. Приложение 1).

6.17. Режим и распорядок дня устанавливаются с учетом требований СанПиН 1.2.3685-21, условий реализации программы ДОУ, потребностей участников образовательных отношений.

6.18. Основными составляющими режима в ДОО являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка), образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (самостоятельная деятельность), прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого компонента изменяются в зависимости от возраста детей.

6.19. При организации режима оптимальным является чередование самостоятельной детской деятельности и организованных форм работы с детьми, коллективных и индивидуальных игр, достаточную двигательную активность ребенка в течение дня, сочетание умственной и физической нагрузки. Время образовательной деятельности организуется таким образом, чтобы вначале проводились наиболее насыщенные по содержанию виды деятельности, связанные с умственной активностью детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью.

6.20. Режим дня строится с учетом сезонных изменений. В теплый период года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, образовательная деятельность переносится на прогулку (при наличии условий). При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, темп деятельности и так далее).

6.21. Площадь спальной для детей до 3 дет должна составлять не менее 1,8 м2 на ребенка, для детей от 3 до 7 лет - не менее 2,0 м2 не ребенка.

6.22. Физкультурный зал для детей дошкольного возраста должен быть не менее 75 м2.

6.23. Общая продолжительность ночного сна для детей дошкольного возраста – 12 часов для детей до 3 лет и 11 часов для 4-7 лет. Продолжительность дневного сна – 3 часа для детей до 3 лет и 2,5 часа для 4-7 лет.

6.24. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр. Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше.

6.25. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно. Не допускается удерживание в постели детей, проснувшихся не задолго до окончания сончаса, также недопустимо запрещать детям, покидать постель с целью посещения туалета.

6.26. С целью сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ проводятся прогулки на открытом воздухе. Ежедневная продолжительность прогулки детей до 7 лет составляет не менее 3 часов в день. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки для детей сокращают. Суммарный объем двигательной активности, не менее 1 часа в день. Утренняя зарядка 10 минут.

6.27. Для обеспечения высокого оздоровительного эффекта прогулки воспитателю необходимо:

  • не допускать беспричинного сокращения времени пребывания детей на свежем воздухе;
  • обеспечивать достаточно высокую двигательную активность воспитанников ДОУ во время прогулки при условии рациональной одежды детей, соблюдать методические требования и методику организации и проведения прогулок на свежем воздухе (наблюдение, подвижные игры с группой, с подгруппой, труд, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей по их интересам).

6.28. В жаркое время во избежание перегрева воспитанники детского сада должны носить лёгкие головные уборы. Солнечные ванные делаются только по назначению врача и под наблюдением медицинского персонала.

6.29. Образовательный процесс в дошкольном учреждении должен соответствовать программам и технологиям обучения и воспитания, методам и организации учебно-воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей. Программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (см. Приложение 2).

6.30. Занятия для детей дошкольного возраста должны проводиться в соответствии с параметрами указанными в таблице:

Возраст
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки, не более:
Продолжительность занятий, не более:
Продолжительность перерывов между занятиями, не менее
1,5 - 3 года

20 мин

10 мин

10 мин

3 - 4 года

30 мин

15 мин

4 - 5 лет

40 мин

20 мин

5 - 6 лет

50 мин или 75 мин при организации 1 занятия после дневного сна

25 мин

6 - 7 лет

90 мин

30 мин

6.31. В группах для детей старше 5 лет допускается использование электронных средств обучения (интерактивные доски, компьютеры, планшеты, ноутбуки). Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (далее – ЭСО) используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.

6.32. Продолжительность использования  ЭСО указана в таблице:

Электронные средства обучения
Суммарно в день,
не более
На уроке,
не более
Интерактивная доска

20 мин

7 мин

Интерактивная панель

10 мин

5 мин

Персональный компьютер (6-7 лет)

20 мин

15 мин

Ноутбук (6-7 лет)

20 мин

15 мин

Планшет

10 мин

10 мин

6.33. Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука - не менее 39,6 см, планшета - 26,6 см., интерактивной доски –  не менее 165,1 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.

6.34. При организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования ЭСО.

6.35. Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

6.36. Игрушки, используемые на прогулке, хранятся отдельно от игрушек, используемых в группе, в специально отведенных местах.

6.37. Каждый ребенок должен иметь индивидуальную расческу, полотенце, салфетку, постельные принадлежности, зубную щетку.

6.38. Хранение и приготовление пищи нужно осуществлять в полном соответствии с  СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

6.39. Во избежание желудочных заболеваний и пищевых отравлений заведующий ДОУ, медицинский персонал и повар обязаны ежедневно производить контроль доброкачественности выдаваемых на кухню продуктов. Обязательна ежедневная проба пищи заведующим детским садом, медицинским персоналом перед подачей её детям, с отметкой результатов в специально предназначенной для этого тетради.

6.40. Питьевой режим осуществляется посредством стационарных питьевых фонтанчиков и (или) выдачи детям воды, расфасованной в емкости (бутилированной) промышленного производства, в том числе через установки с дозированным розливом воды или организуется посредством выдачи кипяченой питьевой воды. Вода, расфасованная в емкости и поставляемая в хозяйствующие субъекты, должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия.

6.41. Лица с признаками инфекционных заболеваний в ДОУ не допускаются. При выявлении лиц с признаками инфекционных заболеваний во время их нахождения в ДОУ должны быть приняты меры по ограничению или исключению их контакта с иными лицами посредством размещения в помещения для оказания медицинской помощи или иные помещения, кроме вспомогательных,  до приезда законных представителей (родителей или опекунов), до перевода в медицинскую организацию или до приезда скорой помощи.

6.42. После перенесенного заболевания дети допускаются к посещению при наличии медицинского заключения (медицинской справки).

6.43. В целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний и пищевых отравлений в ДОУ проводятся:

  • контроль за санитарным состоянием и содержанием собственной территории и всех объектов, за соблюдением правил личной гигиены лицами, находящимися в них;
  • организация профилактических и противоэпидемических мероприятий и контроль за их проведением;
  • работа по организации и проведению мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, противоклещевых (акарицидных) обработок и контроль за их проведением;
  • осмотры детей с целью выявления инфекционных заболеваний (в том числе на педикулез) при поступлении в ДОУ, а также в случаях, установленных законодательством в сфере охраны здоровья;
  • организация профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок.

6.44. В целях профилактики контагиозных гельминтозов (энтеробиоза и гименолепидоза) в ДОУ организуются и проводятся меры по предупреждению передачи возбудителя и оздоровлению источников инвазии:

  • все выявленные инвазированные регистрируются в журнале для инфекционных заболеваний;
  • при регистрации случаев заболеваний контагиозными гельминтозами санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в течение 3 календарных дней после окончания лечения;
  • при наличии бассейна с целью профилактики паразитарных заболеваний проводится лабораторный контроль качества воды в ванне плавательного бассейна и одновременным отбором смывов с объектов внешней среды на паразитологические показатели.

(см. Приложения в платной версии документа)

Внимание! На сайте https://dou.su представлен типовой образец инструкции по охране труда. Это значит, что каждое учреждение адаптирует представленный текст под свои требования, правила и нормы, принятые в конкретном ДОУ. Администрация сайта не несет ответственности за использование шаблонного образца в качестве нормативного документа.

Пакет инструкций по охране труда при выполнении работ в ДОУ

Пакет включает 32 инструкции в формате *.doc, который полностью совместим со всеми основными текстовыми редакторами: Microsoft Word, Open Office Writer, Libre Office Writer.

Инструкции не содержат ссылок на посторонние ресурсы, размещаются в отдельном файле, оформленном в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.97-2016 и полностью подготовлены к печати.

Обновление:
10.02.2023