Должностная инструкция тьютора в ДОУ

Обновление: 18.11.2023
Закажите получение на ваш электронный ящик (E-MAIL) готового документа в формате *.doc (Microsoft Word, Libre Office Writer), оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ.
Документ отправляется автоматически сразу после оплаты.
Цена: 100 руб


Пакет должностных инструкций в ДОУ по профстандарту

Пакет включает 47 инструкций и набор сопутствующих документов (положения, программы, профстандарты) в формате *.doc, который полностью совместим со всеми основными текстовыми редакторами: Microsoft Word, Open Office Writer, Libre Office Writer.

За основу для разработки должностных инструкций взяты профессиональные стандарты, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на май 2023 года. Каждая инструкция размещается в отдельном файле, оформленном в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Обновление:
5.11.2023


Должностная инструкция тьютора в ДОУ

_____________________________________
фамилия имя отчество

Документ составлен с учетом нормативных правовых актов, действующих на 2023 год: 
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденная Приказом Министерства просвещения РФ № 1028 от 25 ноября 2022 г.
- Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (ФАОП ДО), утвержденная Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 1022 от 24 ноября 2022 г.
- ФГОС дошкольного образования, утвержденные Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155.
1. Общие положения

1.1. На должность тьютора в ДОУ может быть принято лицо, которое соответствует требованиям профессионального стандарта «01.005 Специалист в области воспитания», утвержденного приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации № 53н от 30 января 2023 г.

1.2. Тьютор ДОУ должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Особыми условиями допуска к работе являются:

  • прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров  в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних,  установленных статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
  • отсутствие статуса иностранного агента, согласно статье 46 п.4.1 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012.

1.4. Тьютор принимается на работу и освобождается от должности заведующим ДОУ в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

1.5. Тьютор в ДОУ относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется заведующему ДОУ.

1.6. Тьютор ДОУ должен знать:

  • законодательные акты в области образования, образовательные и профессиональные стандарты; нормативные правовые основы тьюторского сопровождения в образовании;
  • нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • федеральную образовательную программу дошкольного образования (ФОП ДО);
  • федеральную адаптированную образовательную программу дошкольного образования (ФАОП ДО);
  • основы общей и специальной педагогики;
  • теоретические и методические основы тьюторской деятельности;
  • технологии тьюторского сопровождения в образовании, педагогического сопровождения и педагогической поддержки обучающихся;
  • нормативные правовые основы организации тьюторского сопровождения в образовании;
  • локальные акты ДОУ, регулирующие организацию образовательной среды, использование образовательных ресурсов;
  • методы и приемы анализа качества образовательных ресурсов;
  • способы, методы, приемы оценки вариативности, открытости образовательной среды;
  • источники информации, инновационного опыта, подходы к применению инновационного опыта в собственной практике;
  • подходы к отбору актуальных методических материалов для тьюторского сопровождения обучающихся в процессе образования;
  • основы разработки индивидуальных учебных планов обучающихся;
  • основы разработки адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
  • технологии индивидуализации образования и педагогического сопровождения проектирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов;
  • структуру и содержание образовательных программ;
  • основы коррекционной педагогики, основы прикладного анализа поведения, виды образовательных затруднений обучающихся различных возрастов и категорий
  • методы педагогической диагностики, выявления индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся;
  • методики и приемы оформления образовательного запроса обучающихся, элементов индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы;
  • формы и методы проведения индивидуальной и групповой консультации, технологии открытого образования, тьюторские технологии;
  • ресурсную схему общего тьюторского действия и этапы тьюторского сопровождения обучающихся;
  • возрастные особенности обучающихся и способы их учета в реализации тьюторского сопровождения обучающихся;
  • методы профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия участников образовательных отношений;
  • особенности познавательной активности и мотивации тьюторантов различных категорий, методы развития у них навыков самоорганизации и самообразования;
  • методы обучения самооцениванию и созданию рефлексивных текстов, анализу социокультурного опыта и опыта предпрофессиональных проб;
  • методы, приемы организации игровой, творческой деятельности обучающихся разного возраста;
  • методы, приемы, технологии организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, включая методы и приемы прикладного анализа поведения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся;
  • методы анализа и оценки результатов освоения обучающимися индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы и обеспечения их рефлексии обучающимися;
  • подходы к проектированию дополнительных элементов образовательной среды и навигации по ресурсам среды для обучающихся разного возраста;
  • подходы к разработке методических материалов, необходимых для организации познавательной, творческой, игровой деятельности обучающихся разного возраста;
  • подходы к анализу качества и эффективности используемых методических, дидактических и диагностических средств в целях индивидуализации образовательного процесса;
  • методические, дидактические и диагностические средства выявления качества образовательной среды и формирования образовательной среды;
  • подходы к разработке методических рекомендаций для педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников в целях формирования образовательной среды для разных категорий обучающихся, включая детей с ОВЗ и инвалидностью;
  • особенности семейного воспитания, подходы к организации взаимодействия тьютора с семьей;
  • формы и методы консультирования участников образовательных отношений по вопросам индивидуализации образовательного процесса;
  • формы и методы консультирования семьи при построении семейной образовательной среды для развития обучающихся;
  • виды рабочей и отчетной документации тьютора, способы ее применения в целях эффективного тьюторского сопровождения обучающихся;
  • программные средства, интернет-ресурсы для обеспечения тьюторского сопровождения обучающихся;
  • нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся;
  • требования охраны труда, жизни и здоровья воспитанников при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне образовательной организации;
  • санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения (далее – санитарно-эпидемиологические правила);
  • гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее – гигиенические нормативы);
  • санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее – санитарные правила);
  • нормы охраны труда, правила пожарной безопасности и требования антитеррористической защищенности.

1.7. Тьютор в ДОУ должен уметь:

  • применять методы педагогической диагностики для выявления индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем воспитанников;
  • осуществлять педагогическую поддержку воспитанников в проявлении ими образовательных потребностей, интересов;
  • выявлять и систематизировать образовательные ресурсы внутри и вне образовательной организации;
  • осуществлять поиск источников информации, инновационного опыта тьюторского сопровождения в образовании;
  • анализировать методическую литературу и осуществлять отбор актуальных методических материалов для деятельности тьютора;
  • оценивать потенциал образовательной среды для проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
  • проводить работу по выявлению и оформлению индивидуальных образовательных запросов воспитанников с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья;
  • разрабатывать и реализовывать меры по обеспечению взаимодействия воспитанников с различными участниками образовательных отношений;
  • выстраивать доверительные отношения с воспитанником и его окружением в ходе реализации индивидуального учебного плана;
  • учитывать возрастные особенности воспитанников в процессе тьюторского сопровождения;
  • проводить развивающие игры, беседы, тренинги, деловые игры, рефлексивные тьюториалы с воспитанниками;
  • осуществлять взаимодействие с педагогами, родителями (законными представителями) воспитанников в целях их поддержки;
  • организовывать участие родителей (законных представителей) воспитанников в проведении мероприятий с ними;
  • использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы с воспитанниками;
  • реализовывать адаптированную образовательную программу для воспитанников с ОВЗ и инвалидностью с применением методов прикладного анализа поведения;
  • осуществлять применение различных видов рабочей документации в целях эффективного тьюторского сопровождения воспитанников;
  • выполнять требования доступности образовательной среды для воспитанников с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся
  • организовывать открытые образовательные пространства для проектирования, исследования, творчества, коммуникации обучающихся;
  • организовывать различные формы доступа воспитанников к ресурсам среды в соответствии с их возрастом, опытом, навыками;
  • проектировать дополнительные элементы образовательной среды и навигацию по ресурсам среды для воспитанников разного возраста с учетом особенностей их возраста и образовательной программы;
  • оказывать помощь семье в построении семейной образовательной среды;
  • координировать взаимодействие участников образовательных отношений в образовательной организации;
  • координировать взаимодействие ДОУ с институтами социализации;
  • проводить консультации для педагогов и специалистов различных институтов социализации по вопросам индивидуализации образовательного процесса;
  • разрабатывать методические материалы, необходимые для организации познавательной, творческой, игровой деятельности воспитанников;
  • анализировать эффективность используемых методических средств педагогической поддержки;
  • осуществлять подбор методических средств анализа качества образовательной среды;
  • разрабатывать методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников в целях формирования образовательной среды для разных категорий воспитанников, включая детей с ОВЗ и инвалидностью;
  • использовать при разработке методических средств различные программные средства и интернет-ресурсы;
  • работать в цифровой образовательной среде.

1.8. Тьютор в ДОУ должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать требования антитеррористической защищенности, пути эвакуации, при угрозе совершения или совершении террористического акта, иной кризисной ситуации, выполнять нормы антикризисного плана действий в чрезвычайной ситуации, распоряжения заведующего и ответственных за пожарную безопасность, антитеррористическую защищенность.

2. Должностные обязанности

Тьютор в ДОУ выполняет следующие должностные обязанности.

2.1. В рамках трудовой функции педагогического сопровождения реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов и проектов:

2.1.1. выявляет индивидуальные особенности, интересы, способности, проблемы, затруднения воспитанников в образовательной деятельности;
2.1.2. осуществляет педагогическое сопровождение воспитанников при реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
2.1.3. осуществляет подбор и адаптацию педагогических средств индивидуализации образовательного процесса в ДОУ;
2.1.4. осуществляет организацию участия родителей (законных представителей) воспитанников в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
2.1.5. проводит беседы, консультации, игры, творческие мероприятия для воспитанников с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.
2.2. В рамках трудовой функции организации образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов и проектов:

2.2.1. проектирует открытую, вариативную образовательную среду в ДОУ с учетом ФОП ДО;
2.2.2. повышает доступность образовательных ресурсов для освоения воспитанниками индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов и проектов;
2.2.3. проектирует адаптированную образовательную среду для воспитанников с ОВЗ и инвалидностью с учетом ФАОП ДО;
2.2.4. координирует взаимодействия участников образовательных отношений с целью обеспечения доступа к образовательным ресурсам;
2.2.5. оказывает консультационную поддержку родителям (законным представителям) воспитанников по вопросам создания условий для освоения индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ.
2.3. В рамках трудовой функции организационно-методического обеспечения реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов и проектов:

2.3.1. разрабатывает и подбирает методические средства для разработки и реализации воспитанниками индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
2.3.2. разрабатывает и подбирает методические средства для формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды в детском саду;
2.3.3. разрабатывает и подбирает методические средства (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) для формирования адаптированной образовательной среды для детей с ОВЗ и инвалидностью;
2.3.4. осуществляет методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательной деятельности;
2.3.5. подбирает и разрабатывает методические средства для анализа результатов тьюторского сопровождения.
2.4. Осуществляет надлежащий присмотр за детьми группы в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях и на детских прогулочных площадках дошкольного образовательного учреждения.

2.5. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием детей, в том числе с помощью электронных форм. Ведет активную пропаганду здорового образа жизни среди воспитанников.

2.6. Строго соблюдает установленный в ДОУ режим дня и расписание образовательной деятельности воспитанников.

2.7. Уважительно и заботливо относится к каждому ребенку ДОУ, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.

2.8. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой ДОУ, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

2.9. Своевременно информирует медицинскую службу ДОУ об изменениях в состоянии здоровья детей.

2.10. Проходит освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

2.11. Проходит предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года), вакцинацию в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и национальным календарем прививок по эпидемиологическим показаниям.

2.12. Соблюдает правила и нормы охраны труда, технику безопасности, противопожарной и антитеррористической защиты, а также санитарные правила и гигиенические нормативы,  при этом несет персональную и уголовную ответственность за жизнь и здоровье каждого воспитанника ДОУ.

3. Права

Тьютор в ДОУ  имеет право:

3.1. Принимать непосредственное участие:

  • в разработке образовательной политики и стратегии дошкольного образовательного учреждения, в создании соответствующих документов;
  • в подготовке и деятельности совета педагогов, методических объединений;
  • в смотрах-конкурсах детского сада, района, города;
  • в инновационной и экспериментальной деятельности ДОУ;
  • в семинарах, тренингах, организуемых на базе дошкольного учреждения и информационно-методического центра.

3.2. Определять направление педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, в том числе для детей с ОВЗ и инвалидностью, а также их творческих способностей.

3.3. Использовать педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения, опираясь на технологии тьюторского сопровождения в образовании в рамках федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

3.4. Вносить грамотные предложения по совершенствованию воспитательно-образовательной работы ДОУ.

3.5. Повышать свою квалификацию, постоянно заниматься самообразованием.

3.6. Получать консультативную помощь от заместителя заведующего по ВМР и других узких специалистов детского сада.

3.7. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников дошкольного образовательного учреждения.

3.8. На все предусмотренные законодательством РФ социальные гарантии, а также права, предусмотренные Трудовым кодексом, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением о дошкольной образовательной организации», Уставом, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами детского сада.

4. Ответственность

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений заведующего детским садом, должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, тьютор несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ;

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка тьютор может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом "Об образовании в Российской Федерации". Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности;

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, тьютор несет ответственность в пределах определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4. За виновное причинение ДОУ или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей тьютор несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

4.5. За невыполнение требований по охране труда, пожарной безопасности, неоказание первой доврачебной помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации детского сада произошедшего несчастного случая несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

5. Регламент взаимоотношений и связи по должности

5.1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для тьютора ДОУ составляет 36 часов в неделю. Работает в режиме выполнения объема учебной нагрузки в соответствии с расписанием занятий, участия в обязательных плановых мероприятиях дошкольного образовательного учреждения.

5.2. Тьютор самостоятельно планирует свою деятельность на каждый учебный год. Планы работы тьютора согласовываются заместителем заведующего по УВР и утверждаются непосредственно заведующим ДОУ.

5.3. Получает от заведующего ДОУ и заместителей информацию нормативно-правового характера, систематически знакомится под подпись с соответствующими документами, как локальными, так и вышестоящих органов управления образования.

5.4. Взаимодействует с воспитателями и родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам формирования образовательной среды для разных категорий воспитанников, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.

5.5. Регулярно обменивается информацией по направлениям и вопросам, входящим в компетенцию тьютора с администрацией и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения.

5.6. Информирует администрацию ДОУ о возникших трудностях и проблемах в работе, о недостатках в обеспечении требований охраны труда и пожарной безопасности.

5.7. Своевременно информирует заведующего детским садом и соответствующие службы обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных с жизнью и здоровьем детей.

6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции

6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.

6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.

6.3. Факт ознакомления сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Внимание! На сайте https://dou.su представлен пример составления должностной инструкции. Данный документ не может быть универсальным, а значит каждое учреждение вносит изменения в соответствии с обязанностями, требованиями и нормами, принятыми в конкретном ДОУ, руководствуясь «Правилами и порядком составления должностной инструкции для детского сада». Администрация сайта не несет ответственности за использование шаблонного образца в качестве нормативного документа.

Пакет должностных инструкций в ДОУ по профстандарту

Пакет включает 47 инструкций и набор сопутствующих документов (положения, программы, профстандарты) в формате *.doc, который полностью совместим со всеми основными текстовыми редакторами: Microsoft Word, Open Office Writer, Libre Office Writer.

За основу для разработки должностных инструкций взяты профессиональные стандарты, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на май 2023 года. Каждая инструкция размещается в отдельном файле, оформленном в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Обновление:
5.11.2023