Инструкция по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах в ДОУ

Обновление: 02.09.2021
Закажите получение на ваш электронный ящик (E-MAIL) готового документа в формате *.doc (Microsoft Word, Libre Office Writer), оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ.
Документ отправляется автоматически сразу после оплаты.
Цена: 70 руб


Сборник инструкций по охране труда для персонала ДОУ

Пакет включает 33 инструкции актуальных на 2024 год в формате *.doc, который полностью совместим со всеми основными текстовыми редакторами: Microsoft Word, Open Office Writer, Libre Office Writer.

Инструкции не содержат ссылок на посторонние ресурсы, размещаются в отдельном файле, оформленном в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.97-2016 и полностью подготовлены к печати.

Обновление:
10.01.2024

Инструкция по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах в ДОУ

ИОТ - __________________ - 2024
номер инструкции

Документ составлен с учетом нормативных правовых актов, действующих на 2023 год: 
- Межгосударственный стандарт ГОСТ Р 12.0.007-2009. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию.
- Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.003-2015. Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.
- Межгосударственный стандарт ГOCT 12.0.004-2015. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.
- Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.1-2015. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда.
- Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. N 772н "Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем".
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда".
1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция содержит требования охраны труда при погрузке и разгрузке грузов. Выполнение данных работ связано с высоким риском получения травмы. Неправильные приемы выполнения погрузочно-разгрузочных работ, неправильная укладка и штабелирование грузов, неправильное использование грузоподъемных устройств и транспортных средств могут привести к несчастным случаям. Все эти обстоятельства должны быть учтены при организации и выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов.

1.2. К выполнению погрузочно-разгрузочных работ и складированию грузов допускаются работники не имеющие противопоказаний по выполняемым работам по возрасту и полу, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж, обучение и стажировку на рабочем месте при работе с вредными или опасными условиями труда, проверку знаний требований охраны труда.

1.3. Работник обязан:

  • выполнять только ту работу, которая определена рабочей инструкцией;
  • выполнять правила внутреннего трудового распорядка;
  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • соблюдать требования охраны труда;
  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;
  • проходить обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами;
  • уметь оказывать первую помощь пострадавшим;
  • уметь применять первичные средства пожаротушения.

1.4. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещения грузов на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:

  • движущихся машин, промышленного транспорта, перемещаемых грузов;
  • падающих предметов (перемещаемого груза);
  • повышенного уровня шума и вибрации;
  • повышенной или пониженной температуры воздуха рабочей зоны;
  • недостаточной освещенности рабочей зоны;
  • повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;
  • повышенного уровня статического электричества;
  • неблагоприятных климатических условий на открытых площадках (дождь, снег, туман, ветер);
  • расположения рабочих мест на высоте относительно поверхности рабочих площадок и водной поверхности;
  • физических перегрузок;
  • нервно-психических перегрузок;
  • опасных (вредных) воздействий перемещаемого груза.

1.5. В процессе проведения погрузочно-разгрузочных работ работником должна быть использована спецодежда, удобная нескользкая обувь, рукавицы и другие средства индивидуальной защиты.

1.6. Работник, допустивший невыполнение или нарушение данной инструкции, привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, Трудовым Кодексом РФ и, при необходимости, подвергается внеочередной проверке знаний, норм и правил охраны труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Осмотреть, привести в порядок и надеть спецодежду и спецобувь:

  • застегнуть или обвязать манжеты рукавов;
  • заправить одежду так, чтобы не было развевающихся концов;
  • убрать из карманов острые и режущие предметы;
  • волосы подобрать под головной убор, а головной убор надеть облегающе плотно.

2.2. Сотрудник, занятый в проведении погрузочно-разгрузочных работ обязан:

  • провести осмотр и подготовку рабочего места
  • обеспечить безопасное для выполнения работ освещение рабочего места;
  • освободить проходы и эвакуационные выходы от посторонних предметов;
  • проверить наличие и исправность первичных средств пожаротушения;
  • подготовить необходимые средства индивидуальной защиты и проверить их исправность;
  • удалить из зоны проведения работ посторонних лиц;
  • перед началом работы с дополнительными средствами для осуществления погрузочно-разгрузочных работ необходимо убедиться в их исправности и соответствии веса поднимаемого груза грузоподъемности оборудования. Не допускается применять неисправные грузоподъемные машины и механизмы, крюки, съемные грузозахватные приспособления, тележки, носилки, слеги, покаты, ломы, кирки, лопаты, багры (далее - оборудование и инструменты).

2.3. Для своевременной приёмки и разгрузки поступающих грузов и их хранения необходимо подготовить площадки, автотранспорт и средства разгрузки, в зимнее время - предварительно очистить площадку от мусора и снега, скользкие места необходимо посыпать противоскользящими средствами (например, песком или мелким шлаком).

2.4. Перед началом работы каждое место груза должно быть тщательно осмотрено. Если будут обнаружены хотя бы малейшие повреждения тары, с грузом обращаться особенно осторожно.

2.5. Работники не должны приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований охраны труда:

  • отсутствие необходимых средств механизации;
  • значительный уклон площадки или загроможденность зоны работ;
  • недостаточная освещенность рабочих мест и подходов к ним;
  • наличие помех (выступающих предметов, оголенных проводов и др.) в зоне производства работ.

2.6. Обнаруженные нарушения требований охраны труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это работники обязаны незамедлительно сообщить о них руководителю работ.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. В процессе работы по погрузке-разгрузке и при складировании грузов работник должен руководствоваться правилами эксплуатации оборудования, используемого на данном виде работ, применять безопасные способы и приемы выполнения работ, выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен.

3.2. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ при транспортировании грузов вручную необходимо выполнять следующие требования:

  • переносить острые, режущие, колющие изделия и инструменты только в чехлах, пеналах;
  • ставить стеклянную посуду на устойчивые подставки, порожнюю стеклянную тару следует хранить в ящиках с гнёздами;
  • не пользоваться битой посудой, имеющей сколы, трещины;
  • переносить стеклянные емкости (бутыли) за ручки корзины, предварительно проверив ручки корзины;
  • при перемещении баллонов со сжатыми газами, материалов в стеклянной таре необходимо применять меры против толчков и ударов, запрещается переносить и перевозить баллоны с кислородом совместно с маслами и быстровоспламеняющимися жидкостями;
  • переносить грузы в жёсткой таре следует только в рукавицах;
  • не переносить грузы в неисправной таре, с торчащими гвоздями, окантовкой.

3.3. При производстве погрузочно-разгрузочных работ работникам запрещается находиться в зоне возможного смещения, падения или опрокидывания грузов.

3.4. Производство погрузочно-разгрузочных работ допускается при соблюдении предельно допустимых норм разового подъема тяжестей (без перемещения): мужчинами - не более 50 кг; женщинами - не более 15 кг.

3.5. Погрузка и разгрузка грузов массой от 50 кг до 500 кг должна производиться с применением грузоподъемного оборудования и устройств (тельферов, лебедок, талей, блоков). Ручная погрузка и разгрузка таких грузов допускается под руководством лица, назначенного работодателем ответственным за безопасное производство работ, и при условии, что нагрузка на одного работника не будет превышать 50 кг.

3.6. Погрузка и разгрузка грузов массой более 500 кг должна производиться с применением грузоподъемных машин.

3.7. При совместной работе с другими работниками должны точно выполняться распоряжения старшего работника.

3.8. При работе нескольких работников необходимо каждому из них следить за тем, чтобы не причинить друг другу травм инструментом или обрабатываемыми грузами.

3.9. При размещении транспортных средств на погрузочно-разгрузочных площадках между транспортными средствами, стоящими друг за другом (в колонну), устанавливается расстояние не менее 1 м, а между транспортными средствами, стоящими в ряд (по фронту), - не менее 1,5 м. Если транспортные средства размещаются для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и задним бортом транспортного средства устанавливается интервал не менее 0,8 м. Расстояние между транспортным средством и штабелем груза должно составлять не менее 1 м.

3.10. При ручном перемещении грузов необходимо соблюдать следующие требования:

  • запрещается ходить по уложенным грузам, обгонять впереди идущих работников (особенно в узких и тесных местах), переходить дорогу перед движущимся транспортом;
  • если груз перемещается вручную группой работников, каждый должен идти в ногу со всеми;
  • при перемещении катящихся грузов работнику надлежит находиться сзади перемещаемого груза, толкая его от себя.

3.11. При перемещении груза на тележке необходимо соблюдать следующие требования:

  • груз на платформе тележки должен размещаться равномерно и занимать устойчивое положение, исключающее его падение при передвижении;
  • борта тележки, оборудованной откидными бортами, находятся в закрытом состоянии;
  • скорость движения как груженой, так и порожней ручной тележки не должна превышать 5 км/ч;
  • прилагаемое работником усилие не должно превышать 15 кг;
  • при перемещении груза по наклонному полу вниз работник должен находиться сзади тележки.
  • перемещать груз, превышающий предельную грузоподъемность тележки, запрещается.
  • 3.12. При перемещении груза на носилках обоим работникам необходимо идти "в ногу". Команду для опускания груза, переносимого на носилках, должен подавать работник, идущий сзади. Перемещение груза на носилках допускается на расстояние не более 50 м по горизонтали.

    3.13. Погрузка и разгрузка вручную грузов, превышающих длину кузова транспортного средства на 2 м и более (далее - длинномерные грузы), требует обязательного применения канатов. Эта работа выполняется не менее чем двумя работниками.

    3.14. Перемещение длинномерных грузов вручную производится работниками на одноименных плечах (правых или левых). Поднимать и опускать длинномерный груз необходимо по команде работника, ответственного за безопасное производство работ.

    3.15. При погрузке длинномерных грузов на прицепы-роспуски необходимо оставлять зазор между задней стенкой кабины транспортного средства и грузом с таким расчетом, чтобы прицеп-роспуск мог свободно поворачиваться по отношению к транспортному средству на 90° в каждую сторону.

    3.16. При перемещении тяжеловесных грузов необходимо соблюдать следующие требования:

    • тяжеловесные, но небольшие по размерам грузы, перемещаются по лестницам зданий с применением троса по доскам, уложенным на ступенях лестниц. Для облегчения перемещения под основание груза подкладываются катки;
    • находиться на ступенях лестницы за поднимаемым или перед опускаемым при помощи троса тяжеловесным грузом запрещается;
    • тяжеловесные грузы перемещаются по горизонтальной поверхности при помощи катков. При этом путь перемещения очищается от всех посторонних предметов. Для подведения катков под груз применяются ломы или домкраты. Во избежание опрокидывания груза следует иметь дополнительные катки, подкладываемые под переднюю часть груза;
    • при спуске тяжеловесного груза по наклонной плоскости необходимо принять меры по исключению возможного скатывания или сползания груза под действием собственной тяжести или его опрокидывания.

    3.17. Тяжелые штучные материалы, а также ящики с оборудованием следует перемещать при помощи ломов и других приспособлений с учетом норм переноски грузов на одного работающего.

    3.18. Грузы в бочках, барабанах, рулонах (катно-бочковые грузы) допускается грузить вручную путем перекатывания или кантования при условии, что пол складского помещения находится на одном уровне с полом вагона или кузова транспортного средства. Если пол складского помещения расположен ниже уровня кузова транспортного средства, погрузка и разгрузка катно-бочковых грузов вручную при кантовании допускается по слегам или покатам двумя работниками при массе одной единицы груза не более 80 кг, а при массе более 80 кг необходимо применять канаты или погрузочные машины. Запрещается находиться перед скатываемыми грузами или сзади накатываемых по слегам (покатам) катно-бочковых грузов.

    3.19. При перемещении ящичных грузов необходимо соблюдать следующие требования:

    • во избежание ранения рук каждый ящик необходимо предварительно осмотреть. Торчащие гвозди необходимо забить, концы железной обвязки - убрать заподлицо;
    • при необходимости снятия ящика с верха штабеля необходимо предварительно убедиться, что лежащий рядом груз занимает устойчивое положение и не может упасть;
    • перемещать груз по горизонтальной плоскости, толкая его за края, запрещается.

    3.20. При погрузке, разгрузке и размещении груза в таре необходимо соблюдать следующие требования:

    • запрещается применять тару, имеющую дефекты, обнаруженные при внешнем осмотре;
    • тара загружается не более номинальной массы брутто;
    • способы погрузки или разгрузки исключают появление остаточных деформаций тары;
    • груз, уложенный в тару, находится ниже уровня ее бортов;
    • открывающиеся стенки тары, уложенной в штабель, находятся в закрытом положении;
    • перемещение тары волоком и кантованием не допускается.

    3.21. Во избежание несчастного случая (придавливание ноги или руки к полу) тяжёлые предметы следует устанавливать на специальные подкладки.

    3.22. При транспортировке и перемещении грузов необходимо соблюдать следующие требования:

    • грузы на транспортных средствах устанавливаются (укладываются) и закрепляются так, чтобы во время транспортировки не происходило их смещение и падение;
    • при транспортировке груз размещается и закрепляется на транспортном средстве так, чтобы он не подвергал опасности водителя транспортного средства и окружающих, не ограничивал водителю обзор, не нарушал устойчивость транспортного средства, не закрывал световые и сигнальные приборы, номерные знаки и регистрационные номера транспортного средства, не препятствовал восприятию сигналов, подаваемых рукой;
    • при транспортировке тарно-штучных грузов применяется пакетирование с применением поддонов, контейнеров и других пакетирующих средств. В пакетах грузы скрепляются между собой. Груз на поддоне не должен выступать на расстояние более 20 мм с каждой стороны поддона; для ящиков длиной более 500 мм это расстояние допускается увеличивать до 70 мм;
    • при транспортировке длинномерных грузов длиной более 6 м их необходимо крепить к прицепу транспортного средства;
    • при одновременной транспортировке длинномерных грузов различной длины более короткие грузы располагаются сверху. Запрещается располагать длинномерный груз в кузове по диагонали, оставляя выступающие за боковые габариты транспортного средства концы, а также загораживать грузом двери кабины транспортного средства;
    • для того, чтобы во время торможения или движения транспортного средства под уклон груз не надвигался на кабину транспортного средства, груз располагается на транспортном средстве выше, чем на прицепе-роспуске на величину, равную деформации (осадке) рессор транспортного средства от груза;
    • при погрузке навалом груз располагается равномерно по всей площади пола кузова и не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными);
    • штучные грузы, возвышающиеся над бортом кузова транспортного средства, увязываются такелажем (канатами и другими обвязочными материалами в соответствии с технической документацией завода-изготовителя). Работники, увязывающие грузы, находятся на погрузочно-разгрузочной площадке;
    • ящичные, бочковые и другие штучные грузы укладываются плотно и без промежутков так, чтобы при движении транспортного средства они не могли перемещаться по полу кузова. Промежутки между грузами заполняются прокладками и распорками;
    • при погрузке грузов в бочковой таре в несколько рядов их накатывают по слегам или покатам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливаются пробками вверх. Каждый ряд бочек устанавливается на прокладках из досок и все крайние ряды подклиниваются клиньями. Применение вместо клиньев других предметов не допускается;
    • стеклянная тара с жидкостями в обрешетках устанавливается стоя;
    • запрещается устанавливать груз в стеклянной таре в обрешетках друг на друга (в два яруса) без прокладок, предохраняющих нижний ряд от разрушения во время транспортировки;
    • каждый груз в отдельности должен быть укреплен в кузове транспортного средства, чтобы во время движения он не мог переместиться или опрокинуться;
    • мелкоштучные стеновые материалы (кирпич, стеновые керамические камни, бетонные и мелкие шлакобетонные блоки, камни из известняков) транспортируются с применением пакетного способа на поддонах или инвентарных приспособлениях с использованием подъемно-транспортных средств общего назначения;
    • погрузка груза в транспортные средства производится таким образом, чтобы обеспечивалась возможность удобной и безопасной строповки его при разгрузке.

    3.23. Перевозка работников в кузове транспортного средства запрещается.

    3.24. При размещении грузов на территории ДОУ необходимо соблюдать следующие требования:

    • при размещении груза запрещается загромождать подходы к противопожарному инвентарю, гидрантам и выходам из помещений;
    • размещение грузов (в том числе на погрузочно-разгрузочных площадках и в местах временного хранения) вплотную к стенам здания, колоннам и оборудованию, штабель к штабелю не допускается;
    • расстояние между грузом и стеной, колонной, перекрытием здания составляет не менее 1 м, между грузом и светильником - не менее 0,5 м;
    • высота штабеля при ручной погрузке не должна превышать 3 м, при применении механизмов для подъема груза - 6 м. Ширина проездов между штабелями определяется габаритами транспортных средств, транспортируемых грузов и погрузочно-разгрузочных машин;
    • грузы в таре и кипах укладываются в устойчивые штабеля; грузы в мешках и кулях укладываются в штабеля в перевязку. Грузы в рваной таре укладывать в штабеля запрещается;
    • ящики и кипы в закрытых складских помещениях размещаются с обеспечением ширины главного прохода не менее 3 - 5 м;
    • грузы, хранящиеся навалом, размещаются в штабеля с крутизной откоса, соответствующей углу естественного откоса для данного материала. При необходимости такие штабеля огораживаются защитными решетками;
    • крупногабаритные и тяжеловесные грузы размещаются в один ряд на подкладках;
    • размещаемые грузы укладываются так, чтобы исключалась возможность их падения, опрокидывания, разваливания и чтобы при этом обеспечивались доступность и безопасность их выемки;
    • при размещении грузов (кроме сыпучих) принимаются меры, предотвращающие защемление или примерзание их к покрытию площадки.
  • при размещении грузов в складских помещениях площадью до 100 м2 допускается размещение грузов на стеллажах и навалом в штабелях вплотную к боковым стенам помещений и к стенам, противоположным входам в помещения, при условии отсутствия на стенах складских помещений навесной электроаппаратуры, систем управления пожаротушением, а также примыкающих к стенам люков в полу и кабельных каналов;
  • масса груза, размещаемого на стеллажах, не должна превышать величину предельно допустимой нагрузки на них. Величина предельно допустимой нагрузки на полки стеллажа должна указываться на каждом стеллаже.
  • 3.25. Запрещается размещать грузы на стеллажи, которые:

    • не соответствуют по своим размерам габаритам размещаемых на них грузов;
    • не рассчитаны на массу размещаемых грузов;
    • неисправны (имеют механические повреждения и деформации, превышающие допустимые значения) и не закреплены таким образом, чтобы исключалась возможность их падения.

    3.26. С наступлением темноты при отсутствии достаточного освещения погрузочно-разгрузочные работы необходимо прекратить.

    4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

    4.1. При возникновении каких-либо причин, делающих выполнение погрузочно-разгрузочных работ опасным для здоровья, следует немедленно прекратить работу и оповестить о случившемся непосредственно руководителя. Работу разрешается возобновить только после устранения всех аварийных факторов.

    4.2. При возникновении пожара, задымлении:

    • немедленно сообщить по телефону «01» в пожарную охрану, оповестить работающих, поставить в известность руководителя подразделения, сообщить о возгорании на пост охраны;
    • открыть запасные выходы из здания, обесточить электропитание, закрыть окна и прикрыть двери;
    • приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, если это не сопряжено с риском для жизни;
    • организовать встречу пожарной команды;
    • покинуть здание и находиться в зоне эвакуации.

    4.3. При несчастном случае:

    • немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
    • принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
    • сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести другие мероприятия).
    5. Требования охраны труда по окончании работы

    5.1. Навести порядок в месте проведения работ.

    5.2. Собрать все инструменты и приспособления и убрать их в отведенное для этого место.

    5.3. Снять с себя спецодежду и поместить её в гардеробный шкаф, тщательно вымыть руки теплой водой с применением смывающих и обезвреживающих средств, при необходимости принять душ.

    5.4. Сообщить лицу, ответственному за производство работ, обо всех недостатках, замеченных во время работы, и принятых мерах по их устранению.

    Внимание! На сайте https://dou.su представлен типовой образец инструкции по охране труда. Это значит, что каждое учреждение адаптирует представленный текст под свои требования, правила и нормы, принятые в конкретном ДОУ. Администрация сайта не несет ответственности за использование шаблонного образца в качестве нормативного документа.

    Пакет инструкций по охране труда при выполнении работ в ДОУ

    Пакет включает 32 инструкции в формате *.doc, который полностью совместим со всеми основными текстовыми редакторами: Microsoft Word, Open Office Writer, Libre Office Writer.

    Инструкции не содержат ссылок на посторонние ресурсы, размещаются в отдельном файле, оформленном в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.97-2016 и полностью подготовлены к печати.

    Обновление:
    10.02.2023