Мастер-класс: картина из шерсти "Синицы"

Картина из шерсти, птицы, синицы, шерстяная акварель

Птицы, цветы, природные явления – это неиссякаемый источник вдохновения для творческих людей. Картины известного английского орнитологического художника 20 века — Базиля Эде (Basil Ede) очередное тому подтверждение. Его реалистичные кукушки, пеночки и снегири словно замерли на секунду и через мгновение снова будут петь, летать вить гнезда и прославлять земную жизнь. Художнику удалось передать настроение летнего зноя и осеннего ненастья, запах морозного дня и ароматы цветущих яблонь. И птицы: суетливый молодняк и заботливые родители, в поисках пищи или в минуты отдыха, все они на долгие годы станут отличным пособием для начинающих орнитологов, любителей природы или ценителей прекрасного.

Картины из шерсти, эту технику еще называют шерстяная акварель, это свежее направление в декоративно-прикладном искусстве. Не открывая ничего нового, эта техника помогает разнообразить досуг, расширить кругозор, такие картины можно делать с детьми и взрослыми. Шерсть – тактильно приятный и пластичный, податливый материал. А современное разнообразие видов шерсти позволяет подобрать материал по потребностям и материальным возможностям.

В этом мастер-классе будет рассказано, как пошагово выполнить картину из шерсти «Синички» по мотивам иллюстрации Базиля Эде. Для изготовления картины потребуется: фоторамка со стеклом формата А3(30x40 см), шерсть различных оттенков(черный, коричневый, серый, светлый розовый, розовый, светлый желтый, желтый, коричный, зеленый, белый), флизелин, клеевой карандаш, острые ножницы.

Распечатываем картину, склеиваем ее.

Накладываем сверху флизелин и переводим основные детали: контуры тела птиц(у меня их три), крупные ветки.

Убираем бумагу, а флизелин приклеиваем на картонную подложку фоторамки.

Я выбрала все оттенки, что показались мне подходящими для фона, но использовала в основном 1,2,3, 7 и 10 если смотреть слева направо. Вы можете использовать те оттенки, что есть у вас в наличии. Не бойтесь импровизировать, мы делаем картину по мотивам и нет цели четко следовать оригиналу.

Рассматриваем фон на картине, он неоднородный, по краям приглушенно розовый, оттенок бледного лосося, в центре есть пятна серого, болотного, терракотового и уверенного розового. Начинаем с серых пятен. Обращаем внимание, где расположены пятна, находим для себя ориентир, например, пятно под брюшком птицы, или пятно возле толстой ветки.

Когда серые пятна положены, добавляем розовые, терракотовые, болотные пятна.

Начинаем закладывать фон. Старайтесь делать тонкую паутинку, в которой нет узелков, длинных прядей, чем аккуратнее и тоньше паутинка, тем акварельнее и нежнее будет готовая работа.

В идеале нужно делать картину из шерсти не один день, накрываем фон стеклом и он успевает слежаться, стать тоньше, не пушится. Но если нужно сделать картину за один день, аккуратно накладываем бумагу на шерстяной фон, и приутюживаем разогретым утюгом без пара. Картина становится тоньше.

Приступаем к веточкам. На картине есть коричневые зрелые веточки и зеленые юные побеги. Берем оттенки зеленого, коричневого и бежевого и замешиваем шерсть. Для толстых ветвей нужные оттенки коричневого, для зеленых побегов смешиваем оттенки зеленого, бежевого, коричневого в разных пропорциях. Перемешиваем шерсть, от смеси отделяем прядку нужной толщины и перекатываем ее между ладонями, сваливая в веточку. Если нет разнообразия в оттенках, можно делать просто зеленые или просто коричневые веточки.

Раскладываем веточки на фоне, следуя рисунку.

Приступаем к изготовлению верхней птички. Для того, чтобы птичка выглядела реалистично, стараемся накладывать шерсть послойно, так, как растут перья. Это правило работает со всеми животными и птицами. Шерсть не режем, чаще всего рвем руками не толстые пряди. Кладем и смотрим, хорошо ли выглядит работа, если мало - докладываем шерсти, если деталь получилась грубой, снимаем ее и убираем часть шерсти, укладываем обратно. Периодически накрываем стеклом, смотрим, как смотрится картина под ним. Все время сверяемся с картинкой образцом. Например, на картинке желтый - и мы кладем желтый, у них синий проглядываем в сером и мы тонкую прядку подмешиваем в серый.

Замешиваем шерсть для хвоста, светло-серую и темно-серую "маренго"( есть такой оттенок у троицкой шерсти). Обрезаем кончик и укладываем на картину, получается хвост. Укладываем полоску коричневой шерсти между будущих крыльев.

Первый слой - хвост и голова. Второй - коричневая полоска посредине спины. Третий слой - крылья по бокам. Четвертый это короткая опушка в верхней части крыльев, замес из желтой и болотной шерсти. Пятым выполняем белый слой на голове, клюв, глаз и лапки. Из темно-серой или черной шерсти формируем голову. Я стараюсь не обрезать шерсть по форме головы, а делаю паутинку и руками придаю ей округлую форму, выгибаю волокна, подворачиваю их так, пока меня не устроит полученная форма.Делаем крылья из желтой шерсти, края крыльев подчеркиваем темно-серой. Наконец, опушка из смеси болотного и приглушенно желтого цветов.Пока работа над этой птицей закончена, глаза и лапы сделаем позже, всем трем птицам одновременно.

Принимаемся за вторую птичку и замешиваем серый, темно-серый и немного болотного для хвоста. Из темно-серой шерсти делаем голову. Крылья, согласно иллюстрации будут из болотной шерсти. Края крыльев подчеркнем тонкими прядками темно-серой и черной. Нарезаем на бумажку небольшую прядь белого цвета на кусочки 0,5 см. Выкладываем небольшие кусочки этой шерсти пальцами или пинцетом, имитируя пушистое брюшко птицы.

Таким же образом нарезаем желтую и черную прядки шерсти по 0,5 см, из желтой выкладываем брюшко, а из черной шею и полоску, пересекающую желтое брюшко. Добавляем белую щечку. С черными нарезанными волокнами работаем осторожно, чтобы они не засыпали работу и не сделали ее визуально «грязной».

Настал черед третьей птички. Делаем черно-белую голову, хвост из смеси светлой и темной серой шерсти, белое брюшко из нарезанной белой шерсти. Подчеркиваем край грудки прядкой черной шерсти, также выкладываем небольшие пятнышки черной шерсти на белое брюшко.

Нарезаем по отдельности небольшие прядки болотной, ярко-желтой и бледно-желтой шерсти. Начинаем выкладывать пинцетом или пальцами нарезанную болотную шерсть на черно-белую шерсть брюшка. Бледно-желтую нарезку определяем на шею, а ярко-желтую между шеей и нижней частью. Крыло нужно выполнить из болотной шерсти, вот его можно вырезать ножницами, придав подходящую форму. На крыле – тонкие прядки белой шерсти.

Из тонкой прядки белой шерсти, буквально из нескольких волосков сворачиваем маленькое колечко - глаз. Делать это неудобно, можно смочить тонкую прядку водой, воспользоваться пинцетом, в общем пробовать все способы, способные облегчить процесс сворачивания такой маленькой детали. Свернув, зажимаем между пальцами, фиксируя таким образом, форму. Чем тоньше и податливее шерсть, тем проще процесс. Делаем три глазика и переносим их на картину. В центр каждого глазика помешаем крошечную точку из белой шерсти, это блик, он придает глазам реалистичность.
Добавляем коричневые лапки из скрученных в тонких прядок.

Накрываем картину стеклом, проверяем все ли на месте, поправляем при необходимости. Протираем стекло с двух сторон, упаковываем картину.