Должностная инструкция педагога-психолога в ДОУ

Обновление: 07.04.2021
Закажите получение на ваш электронный ящик (E-MAIL) готового документа в формате .doc, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.97‑2016.
Документ отправляется автоматически сразу после оплаты.
Цена: 70 руб

Внимание! На сайте https://dou.su представлен пример составления должностной инструкции. Данный документ не может быть универсальным, а значит каждое учреждение вносит изменения в соответствии с обязанностями, требованиями и нормами, принятыми в конкретном ДОУ, руководствуясь «Правилами и порядком составления должностной инструкции для детского сада». Администрация сайта не несет ответственности за использование шаблонного образца в качестве нормативного документа.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
_________________________________________
наименование ДОУ
СОГЛАСОВАНО

Председатель профкома

___________ /___________________/
подпись     Ф.И.О.
протокол № ___ от «___»_____ 2021 г.
УТВЕРЖДАЮ

заведующий МБДОУ № ________

___________ /___________________/
подпись     Ф.И.О.
«___»___________ 2021 г.


Должностная инструкция педагога-психолога в ДОУ

_____________________________________
фамилия имя отчество

Пакет должностных инструкций в ДОУ по профстандарту

Пакет включает 40 инструкций и 3 положения в формате *.doc, который полностью совместим со всеми основными текстовыми редакторами: Microsoft Word, Open Office Writer, Libre Office Writer.

За основу для разработки должностных инструкций взяты профессиональные стандарты, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на март 2021 года. Каждая инструкция размещается в отдельном файле, оформленном в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Обновление:
15.03.2021
1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция педагога-психолога ДОУ разработана в соответствии с Профстандартом  «01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденным приказом Минтруда и соцзащиты РФ N 514н от 24 июля 2015 г.; в соответствии с Федеральным Законом №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 17 февраля 2021 года; ФГОС дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 г.; Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Педагог-психолог относится к категории специалистов, назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

1.3. Педагог-психолог непосредственно подчиняется заведующему дошкольным образовательным учреждением.

1.4. На должность педагога-психолога назначаются лица, имеющее высшее образование по профильным направлениям без предъявления требований к стажу работы.

1.5. Особыми условиями допуска к работе являются:

  • прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров  в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних,  установленных статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

1.6. Педагог-психолог ДОУ должен знать:

  • международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей;
  • Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка;
  • нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности;
  • методологию психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии;
  • методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики;
  • основы педагогики, формы и способы обучения взрослых участников образовательного процесса, работающих с различными категориями воспитанников;
  • задачи и принципы психологического просвещения в ДОУ с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей воспитанников;
  • теорию и методы педагогической психологии, историю и теорию организации образовательного процесса;
  • теории и методы предотвращения "профессионального выгорания" специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива;
  • психологию личности и социальную психологию малых групп;
  • теорию и методы организации психологического исследования;
  • современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы;
  • современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи;
  • закономерности развития различных категорий воспитанников, в том числе с особыми образовательными потребностями;
  • закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы;
  • способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы;
  • психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды;
  • методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи;
  • методы математической обработки результатов психологической диагностики;
  • методы статистического анализа данных психологического исследования;
  • методы верификации результатов исследования;
  • методы интерпретации и представления результатов исследования;
  • приемы организации совместной и индивидуальной деятельности воспитанников в соответствии с возрастными нормами их развития;
  • признаки и формы дезадаптивных состояний у детей;
  • современную теорию и методы консультирования;
  • профессиональную этику.

1.7. Педагог-психолог ДОУ должен уметь:

  • использовать качественные и количественные методы психологического обследования;
  • обрабатывать и интерпретировать результаты обследований;
  • разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды;
  • разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) воспитанников;
  • владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий;
  • владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, воспитателей и администрации ДОУ;
  • применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием детей;
  • участвовать в поиске путей совершенствования воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом;
  • разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы;
  • проводить коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками;
  • планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов;
  • проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей к новым образовательным условиям;
  • выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи;
  • осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей;
  • осуществлять психологическое просвещение педагогов, воспитателей, администрации ДОУ и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей;
  • применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры;
  • владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций;
  • планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии воспитанников, в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации.

1.8. Педагог-психолог должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в дошкольном образовательном учреждении.

2. Должностные обязанности

Педагог-психолог выполняет следующие обязанности:

2.1. В рамках трудовой функции психолого-педагогического и методического сопровождения реализации основных и дополнительных образовательных программ:

2.1.1. формирует и реализовывает планы развивающей работы с воспитанниками с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

2.1.2. разрабатывает программы развития, программы воспитания и социализации воспитанников, коррекционные программы;

2.1.3. разрабатывает психологические рекомендации по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных воспитанников;

2.1.4. занимается оформлением и ведением документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

2.2. В рамках трудовой функции психологической оценки комфортности и безопасности образовательной среды:

2.2.1. проводит психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности с учетом развития детей;

2.2.2. проводит психологическую экспертизу программ развития ДОУ с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды и воспитательного процесса;

2.2.3. консультирует педагогов и воспитателей ДОУ при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей воспитанников;

2.2.4. оказывает психологическую поддержку педагогам и воспитателям в проектной деятельности по совершенствованию воспитательного и образовательного процесса.

2.3. В рамках трудовой функции психологического консультирования субъектов образовательного процесса:

2.3.1. осуществляет консультирование администрации, педагогов, воспитателей и других работников ДОУ по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам;

2.3.2. проводит консультирование педагогов и воспитателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника;

2.3.3. консультирует родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с детьми, их развития и другим вопросам;

2.3.4. осуществляет консультирование администрации ДОУ, педагогов, воспитателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития детей.

2.4. В рамках трудовой функции коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе работы по восстановлению и реабилитации:

2.4.1. разрабатывает и реализовывает планы проведения коррекционно- развивающих занятий для детей, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении;

2.4.2. занимается организацией и совместным осуществлением педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей недостатков, нарушений социализации и адаптации;

2.4.3. осуществляет формирование и реализацию планов по созданию образовательной и воспитательной среды для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных воспитанников;

2.4.4. занимается проектированием в сотрудничестве с воспитателями и педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для воспитанников.

2.5. В рамках трудовой функции психологической диагностики детей:

2.5.1. проводит психологическую диагностику с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы;

2.5.2. проводит скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, осуществляет определение лиц, нуждающихся в психологической помощи;

2.5.3. составляет психолого-педагогические заключения по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, воспитателей, администрации ДОУ и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития детей;

2.5.4. определяет степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей, участвует в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов;

2.5.5. изучает интересы, склонности, способности детей, предпосылки одаренности.

2.6. В рамках трудовой функции психологической профилактики, направленной на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников в процессе обучения и воспитания:

2.6.1. выявляет условия, неблагоприятно влияющие на развитие воспитанников;

2.6.2. планирует и реализует совместно с воспитателями превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения воспитанников;

2.6.3. разъясняет коллективу ДОУ необходимость применения сберегающих здоровье технологий, оценивает результаты их применения;

2.6.4. разрабатывает рекомендации для педагогов и воспитателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных воспитанников с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении.

2.7. Участвует в заседаниях педсовета, психолого-медико-педагогической комиссии детского дошкольного учреждения, иных формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных мероприятий, участвует в семинарах, круглых столах и конференциях.

2.8. Обеспечивает охрану жизни и здоровья детей во время воспитательно-образовательного процесса.

2.9. Соблюдает профессиональную этику, сохраняет профессиональную тайну исходя из принципа конфиденциальности, не распространяет сведения, полученные в результате консультативной и диагностической работы, если ознакомление с ними не требуется для решения определенных проблем и может причинить вред ребенку или его окружающим.

2.10. Соблюдает этические нормы психолога и этические нормы поведения.

2.11. Соблюдает требования должностной инструкции педагога-психолога в ДОУ, выполняет правила охраны труда и пожарной безопасности.

3. Права

Педагог-психолог имеет право:

3.1. На участие в управлении ДОУ в пределах своей компетенции и в порядке, установленном Уставом дошкольного образовательного учреждения.

3.2. Свободного выбора и применения методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов согласно воспитательно-образовательной программе.

3.3. В рамках своей компетенции и в порядке, установленном Уставом Учреждения, находиться на занятиях, проводимых другими педагогами.

3.4. Ознакомиться с жалобами и иными документами, содержащими оценку его работы, давать по ним пояснения.

3.5. На защиту своих интересов самостоятельно или с помощью представителя в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.

3.6. На неразглашение дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

3.7. Предоставлять на рассмотрение руководителя ДОУ предложения по улучшению работы Учреждения.

3.8. На получение от работников детского сада информации, необходимой для осуществления своей деятельности, от администрации детского сада – на оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.9. Участвовать в родительских собраниях, в оздоровительных, воспитательных и иных мероприятиях, предусмотренных образовательной программой ДОУ;

3.10. На получение от руководителя дошкольного образовательного учреждения достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.

3.11. На повышение своей профессиональной квалификации, проходить оценку знаний.

4. Ответственность

4.1. Педагог – психолог несет персональную ответственность за неисполнение или нарушение без уважительных причин Устава, должностной инструкции психолога ДОУ и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений заведующей детского сада, других локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией.

4.2. За использование, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с психологическим или физическим насилием над ребенком, педагог – психолог освобождается от занимаемой должности согласно трудовому законодательству Российской Федерации и Законом «Об образовании».

4.3. За любое нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно – гигиенических норм и правил, педагога – психолога привлекают к административной ответственности в порядке и в случаях, установленных административным законодательством РФ.

4.4. За виновное нанесение дошкольному образовательному учреждению или участникам образовательного процесса ущерба связанного с исполнением (неисполнением) своей должностной инструкции педагога-психолога в детском саду сотрудник несет материальную ответственность в порядке и пределах, предусмотренных трудовым законодательством РФ.

4.5. Педагог – психолог несет гражданско-правовую ответственность за причинение морального ущерба участникам образовательного процесса, действиями, нарушающими личные неимущественные права, а также в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ.

5. Взаимоотношения. Связи по должности

Педагог-психолог:

5.1. Работает по графику, утвержденному руководителем ДОУ, с нагрузкой на одну ставку 36 ч. в неделю. Из них 18 ч. в неделю отводится на диагностическую, а также коррекционную и развивающую педагогическую работу с воспитанниками, экспертную и консультативную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в детском саду.

5.2. Во время, не совпадающее с отпуском, может привлекаться администрацией ДОУ к педагогической, методической или организационной работе в пределах установленного рабочего времени.

5.3. Получает от руководства детского сада информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

5.4. Отчитывается перед заведующим ДОУ и руководителем психологической службы органов управления образованием.

5.5. Получает от руководства психологической службы управления образованием информацию организационно-методического характера.

5.6. Действует в тесном контакте с воспитателями, родителями (законными представителями), обменивается информацией по вопросам, входящим в рамки его компетенции, с администрацией и педагогическими работниками детского сада.

5.7. Предоставляет информацию заведующему ДОУ, руководителю ПС и в вышестоящие профессиональные структуры о возникновении трудностей в работе с родителями (законными представителями) и профорганизациями.

6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции

6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.

6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.

С инструкцией ознакомлен:

__________ /_____________________
     подпись        Ф.И.О.

Один экземпляр получил на руки
и обязуюсь хранить на рабочем месте

«_____»___________2021 г.