Положение о логопедическом пункте в ДОУ

Обновление: 16.10.2024
Закажите получение на ваш электронный ящик (E-MAIL) готового документа в формате *.doc (Microsoft Word, Libre Office Writer), оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ.
Документ отправляется автоматически сразу после оплаты.
Цена: 100 руб


Инструкции, памятки и документы по профилактике заболеваний в ДОУ

Пакет содержит положения, инструкции и документы по охране здоровья в формате *.doc, который полностью совместим со всеми основными текстовыми редакторами: Microsoft Word, Open Office Writer, Libre Office Writer. Все документы составлены на основании Федеральных законов, рекомендаций Роспотребнадзора и Министерства здравоохранения РФ.

Документы не содержат ссылок на посторонние ресурсы, размещаются в отдельном файле, оформленном в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.97-2016 и полностью подготовлены к печати.

Обновление:
19.09.2024

Положение о логопедическом пункте в ДОУ

ИОТ - __________________ - 2025
номер инструкции

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте в ДОУ (далее - Положение)  разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 № Р-75  «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

1.2. Положение определяет порядок организации деятельности логопедического пункта, его цели и задачи,  материально техническую базу, устанавливает обязанности, права и ответственность участников коррекционно-образовательных отношений, а также список документации.

1.3. Логопедический пункт открывается приказом руководителя ДОУ на основании данных первичного обследования детей и выявления тех, кто нуждается в логопедической помощи, при наличии на начало учебного года детей с различными нарушениями в развитии устной речи.

1.4. Деятельность логопедического пункта регламентируется Уставом ДОУ и настоящим Положением. Руководство работой логопедического пункта в ДОУ осуществляет заведующим ДОУ.

1.5. Деятельность учителя-логопеда в ДОУ осуществляется в соответствии с профессиональным стандартом «01.014 Педагог-дефектолог», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.03.2023 № 136н.

2. Цели и задачи логопедического пункта ДОУ

2.1. Логопедический пункт при ДОУ создается в целях оказания коррекционной помощи воспитанникам ДОУ, имеющим нарушения в развитии устной речи, в освоении ими основной образовательной программы дошкольного образования.

2.2. Основными задачами учителя - логопеда являются:

  • организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников;
  • организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с выявленными нарушениями речи;
  • организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам;
  • консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с воспитанниками.
3. Порядок организации и оказания логопедической помощи

3.1. Для осуществления логопедической помощи в штатное расписание вводится должность учителя-логопеда.

3.2. При оказании логопедической помощи учитель-логопед ведет документацию согласно пункту 5.1 данного Положения.

3.3. Срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи.

3.4. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется данным Положением об оказании логопедической помощи, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из:

  • количества воспитанников, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 5-12 указанных воспитанников;
  • количества воспитанников, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся;
  • количества воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом ДОУ, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся.

3.5. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (см. Приложения N 1 и N 2).

3.6. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.

3.7. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают:

  • общее срезовое обследование воспитанников;
  • обследование воспитанников по запросу родителей (законных представителей) или педагогических работников;
  • углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда.

3.8. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении воспитанников, демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (см. Приложение N 3) воспитанника, демонстрирующего признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 3.7 настоящего Положения.

3.9. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПК, ППк.

3.10. Зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться в течение всего календарного года.

3.11. Отчисление воспитанников с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.

3.12. Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании приказа заведующего ДОУ.

3.13. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.

3.14. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся с учетом режима работы ДОУ.

3.15. Учитель-логопед определяет содержание коррекционной работы с воспитанниками на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики.

3.16. Логопедические занятия в ДОУ проводятся в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям.

3.17. Рабочее время учителя-логопеда состоит из непосредственно педагогической работы с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная и иная.

3.18. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей воспитанников при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников ДОУ, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками.

3.19. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:

  • постоянно действующей консультативной службы для родителей;
  • индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников ДОУ;
  • информационных стендов.

3.20. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования определяются с учетом локальных нормативных актов ДОУ.

3.21. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:

  • не менее двух занятий в неделю для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения, и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
  • не менее двух занятий для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
  • периодичность определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной ДОУ для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики.

3.22. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития.

3.23. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями  и составляет:

  • для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин;
  • для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;
  • для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
  • для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
  • для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.

3.24. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:

  • для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования - не более 12 человек;
  • для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12 человек;
  • для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной ДОУ.
4.  Материально-технические условия организации работы логопедического пункта

4.1. Для организации деятельности логопедического пункта выделяется отдельный кабинет, который отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям пожарной безопасности, приспособленный для проведения индивидуальных/подгрупповых занятий с обучающимися, а также консультаций с родителями (законными представителями) и педагогами.

4.2. При обустройстве помещения логопедического пункта оформляется рабочая зона учителя-логопеда, зона коррекционно-развивающих занятий и игровая зона для воспитанников.

4.3. В рабочей зоне учителя-логопеда размещается мебель для ведения документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей, а также оборудуется рабочее место с необходимой канцелярией и офисной оргтехникой.

4.4. В зоне коррекционно-развивающих занятий находится настенное зеркало, дополнительные осветительные приборы, дидактические игры, передвижная детская мебель для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей, мебель для проведения индивидуальных/подгрупповых логопедических занятий, учебные пособия, индивидуальный раздаточный и дидактический материал.

4.5. В игровой зоне предусмотрено многофункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей воспитанников.

5. Документация учителя-логопеда

5.1. Учитель-логопед обязан вести следующую документацию:

  • рабочая программа логопедической работы и планы занятий;
  • годовой план работы учителя-логопеда;
  • расписание занятий учителя-логопеда;
  • индивидуальные карты речевого развития воспитанников, получающих логопедическую помощь;
  • журнал учета посещаемости логопедических занятий;
  • отчетная документация по результатам логопедической работы.

5.2.  Срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается приказом заведующего ДОУ.

6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации и принимаются в порядке, установленном в пункте 6.1 настоящего Положения.

6.3. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Приложение №1
Согласие родителя (законного представителя) воспитанника на проведение логопедической диагностики воспитанника.

Приложение №2
Заявление родителя (законного представителя) воспитанника на организацию логопедических занятий для ребенка.

Приложение №3
Педагогическая характеристика на воспитанника

(см. Приложения в платной версии документа)

Внимание! Положения с сайта https://dou.su представляют собой типовые образцы оформления документов в ДОУ. Это значит, что каждое образовательное учреждение адаптирует представленный текст под свои правила, требования и нормы. Внимательно прочтите текст и внесите необходимые изменения.
Администрация сайта не несет ответственности за использование шаблонного образца в качестве нормативного документа.

Пакет документов по охране труда в ДОУ

Пакет включает 35 документов и 30 нормативных правовых акта в формате *.doc, который поддерживается всеми основными текстовыми редакторами: Microsoft Word, Open Office Writer, Libre Office Writer.

Документы не содержат ссылок на посторонние ресурсы, размещаются в отдельном файле, оформленном в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.97-2016 и полностью подготовлены к печати.

Обновление:
19.10.2024