Документ отправляется автоматически сразу после оплаты.
Методические материалы по пожарной безопасности для воспитателей ДОУ
Документ отправляется автоматически сразу после оплаты.
Предотвращение пожаров и их последствий в детских садах – важная задача, которая должна реализовываться в круглосуточном режиме и особенно во время пребывания детей. Регламентируется данная деятельность нормативно-правовыми актами федерального уровня:
- Федеральный закон от 21.12.1994 "О пожарной безопасности" № 68-ФЗ;
- Федеральный закон от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" № 123-ФЗ;
- Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.
и локальными документами по пожарной безопасности самого ДОУ.
Помимо административной, технической и хозяйственной задачи, возлагаемой на руководство, огромное внимание уделяется обучению правилам пожарной безопасности всего персонала ДОУ, в том числе и воспитанников.
Детям с ранних лет необходимо прививать знания, что игры с огнем могут привести к беде. Ребенка важно учить не только пожарной безопасности, но и правилам поведения во время возникновения возгорания. Педагогический коллектив ДОУ обязан уделять этому процессу должное внимание и включить в программу обучения. Правила пожарной безопасности в дошкольном возрасте должны подаваться в игровой форме.
Комплекс занятий с детьми может включать следующие виды:
- цикл практических занятий, где детям предлагается самим найти выход из ситуации;
- знакомство с иллюстрациями на пожарную тематику;
- чтение художественных произведений;
- встречи с сотрудниками пожарной службы;
- сюжетно-ролевые игры по теме;
- моделирование и проигрывание различных ситуаций на противопожарную тематику;
- просмотр фильмов и мультфильмов;
- экскурсии в пожарную часть;
- изготовление поделок с пояснениями;
- рисование на различную противопожарную тематику и многое другое.
Конспект методических материалов
- Спички не тронь, в спичках огонь.
- Спички не игрушка, огонь не забава.
- Спичка – невеличка, а огонь великан.
- В руках спичка была, да изба сплыла.
- Водой пожар тушат, а умом предотвратят.
- Пожарному делу учиться - вперед пригодится.
- Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем.
- С огнем воюют, а без огня горюют.
- Не имей привычки носить в кармане спички.
- Искра мала, да пламень велик.
- Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
- Не топора бойся, а огня.
- Дыма без огня не бывает.
- Маленькая спичка сжигает большой лес.
- Лучше костер маленький, чем пожар большой.
- Огонь — хороший друг, но плохой хозяин.
- Без поджога дрова не горят. И в пепле искра бывает.
- Где дым, там и огонь.
- Дорого при пожаре и ведро воды.
- Слезы пожара не тушат.
- Дерево с огнем не дружит.
- Упустишь огонь - не потушишь.
- Не подливай масла в огонь.
- Огонь маслом заливать — лишь огня прибавлять.
- Маслом огонь не заливают.
- Ляжешь подле огня, нехотя обожжешься.
Всё ест, не наестся, а пьёт – умирает.
(Огонь)
Без рук, без ног, а бушует.
(Огонь)
Дремлют в домике девчонки - бурые шапчонки.
(Спички)
Летала мошка - сосновая ножка, на стог села - всё сено съела.
(Спичка)
Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит.
(Огнетушитель)
Не шути с сестричками,
Тоненькими … (спичками)
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой.
А скорей залей… ( водой)
Победит огонь коварный
Тот, кого зовут… (пожарный)
Он друг ребят,
но когда с ним шалят,
он становится врагом
и сжигает всё кругом.
(Огонь)
Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать!
(Пожарные)
Мы были соснами и пихтами,
И вот бренчим, в коробку впихнуты,
Мы были гордостью тайги,
А вот теперь мы ей враги.
(Спички)
Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер.
(Коробок со спичками)
Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы.
(Пожарная машина)
Что за лестница такая
Из машины вырастает,
Поднимаясь выше дома,
Всем пожарным так знакома.
(Лестница на пожарной машине)
Заклубился дым угарный,
гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя?
(Противогаз)
Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
(Огонь)
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может, два.
Ты его рукой не тронь:
Искусает всю ладонь.
(Огонь)
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички все... (забрать).
Раскалился если вдруг
Электрический утюг,
Что должны мы сделать, детки?
(Вынуть вилку из розетки.)
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с... (огнем).
Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(Электрическая лампочка)
- Маршак Самуил Яковлевич «Что горит?», «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка про спички»;
- Житков Борис Степанович «Пожар на море», «Пожар», «Дым»;
- Чуковский Корней Иванович «Путаница»;
- Толстой Лев Николаевич «Пожарные собаки», «Пожар», «Дым»;
- Остер Григорий Бенционович «Вредные советы»;
- Михалков Сергей Владимирович «Дядя Степа»;
- Фетисов Том Иосифович «Куда спешат красные машины»;
- Шевченко Алексей Анатольевич «Как ловили Уголька»;
- Подольный Роман Григорьевич «Как человек огонь приручил»;
- Ильин Евгений Ильич «Солнечный факел»;
- Пермяк Евгений Андреевич «Как Огонь Воду замуж взял»;
- Гончаров Владимир «Пожарная машина»;
- Цыферов Геннадий Михайлович «Жил на свете слоненок»;
- Драгунский Виктор Юзефович «Пожар во флигеле или подвиг во льдах»;
- Голосов Павел Павлович «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»;
- Хоринская (Котвицкая) Елена Евгеньевна «Спички-невелички», «И папа, и мама Сережу бранят…»;
- Вациетис Ояр Оттович «Спички», «Новый год»;
- Плешаков Андрей Анатольевич «Горит трава», «Горит костер»;
- Шефнер Вадим Сергеевич «Лесной пожар»;
- Сухомлинский Василий Александрович «Воробышек и огонь».
События рассказа происходят в зимнее время года. Два друга Миша и Денис заигрались в хоккей и опоздали на уроки в школу. Для того чтобы оправдать свой нехороший поступок, они решили соврать учителю и своим одноклассникам. Причину своего опоздания в школу они решили оправдать геройским поступком. По версии Дениса - «они опоздали, потому что спасали девочку из пожара в горящем доме», по версии Миши – «они спасали девочку, которая тонула в проруби». Но ложь вскоре обнаружилась, обманщики плохо сговорились и сказали две версии одновременно. В результате, мальчики разочаровали своей непорядочной ложью учителя и одноклассников.
Действия в рассказе происходят в Англии, в конце 19 века. Рассказ повествует о пожарной собаке по кличке Боб, которая специально обучена для спасения детей во время пожара. В испуге они прячутся под кровать или в любое другое укрытие квартиры и их сложно найти в объятом пожаром жилье. Во время одного такого пожара пожарный пес Боб спас маленькую девочку, а затем к восхищению очевидцев ЧС и её любимую куклу.
Это рассказ о простом парне, который ехал в трамвае по своим делам и увидел пожар. В горящем окне жилого дома металась маленькая девочка. Парень ринулся на помощь и спас ребенка. Не придавая своему отважному поступку особого значения, парень дальше поехал по своим делам. Но теперь этого героя ищут пожарные и милиция для того, чтоб его отблагодарить.
Рассказ повествует о повседневной работе пожарного и о девочке Леночке, которая осталась дома одна, которая не послушалась наказа мамы, открыла дверку горящей печи и из-за этого с ней случилась беда. Из печки на пол выпал уголек и в квартире начался пожар. Но благодаря опытному и отважному пожарному Кузьме и его пожарной команде дом был спасен от пожара, а Леночка и её кошка были освобождены из огненного плена.
Рассказ повествует о пожаре, который произошел в трюме корабля в открытом море. Капитан корабля дал сигнал бедствия на сушу и три спасательных корабля вышли из порта на помощь терпящему бедствие кораблю. Корабль и команда корабля были спасены.
Это история о мальчике Пете, который дома в отсутствии мамы и сестер, ушедших гулять, проверял свою самодельную пушку. Он положил самодельную пушку в печку и полив её керосином, поджог. В печке произошел взрыв, в квартире начался пожар. Петя в панике и испуге выбежал на улицу, квартира была объята огнем. Сосед учитель, живший на нижнем этаже дома, вызвал пожарных и спас пылающий дом. Но квартира, в которой жил Петя со своей семьей сгорела, и учитель приютил всю семью погорельцев у себя.
Рассказ повествует о том, что во время пожара дым страшнее огня. Однажды пожарные тушили дом, всех жителей вывели на улицу и они теперь были в безопасности. Только одного мальчика не нашли. В испуге он спрятался под диван. Пожарный, заткнув мокрую рукавицу себе в рот, ринулся в охваченный огнем дом и спас задыхающегося от дыма ребенка.
Сказка о слоненке, который не знал, кем быть и поэтому очень грустил. Но вдруг в лесу произошел пожар и слоненок благодаря своему хоботу потушил горящий лес и спас зверят. После этого он решил быть пожарным.
Стихи об огне, каким он бывает разным. Бывает полезным, но бывает и вредным опасным.
Рассказ в стихах о забывчивом охотнике, который по невнимательности оставил в лесу догорающий костер. А на следующий день костер разгорелся и нерадивого охотника настиг пожар. Автор рассказа призывает читателя к осторожному обращению с огнем в лесу.
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, на растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Огонь настиг охотника — и, мучась,
Тот задыхался в огненном плену;
Он сам себе готовил эту участь, —
Но как он искупил свою вину!..
Не такова ли совесть?
Временами
Мне снится сон средь тишины ночной,
Что где-то мной костер забыт, а пламя
Уже гудит, уже идет за мной...
Без труда машину эту
Вы узнаете по цвету
Красный цвет в машине – главный!
А зовут ее – пожарной.
Спички - лучшая игрушка
Для скучающих детей.
Папин галстук, машин паспорт -
Вот и маленький костер.
Если тапочки подкинуть
Или веник подложить
Можно целый стул зажарить,
В тумбочке сварить уху.
Если взрослые куда-то
Спички спрятали от вас,
Объясните им, что спички
Для пожара вам нужны.
Если ты пришел на елку,
Рассмотри её вначале:
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Не забыли бы чего.
Если ты заметил сразу:
Огоньков-то маловато.
Положение исправить,
Ты, дружок, поторопись.
Здесь помогут и петарды,
и салюты, даже свечки.
Всё скорее возле ёлки
Разложи и разожги.
А затем несись домой ты,
Расскажи всё папе с мамой
И, конечно же, и дома
Это тоже повтори.
Старая Воробьиха разрешила наконец вылететь своему маленькому сынишке из гнезда. Обрадовался Воробышек, вылетел, порхает да всё у матери спрашивает: «А это что? А это что такое?»
Объяснила ему мать, что такое земля, трава, деревья, куры, гуси, пруд. Но вот Воробышек увидел в небе огромный огненный шар и спрашивает у матери:
— А что это такое?
— Это солнце, — отвечает Воробьиха.
— А что такое солнце?
— Ну зачем тебе это знать? — ворчливо отвечает мудрая Воробьиха. — Это огонь.
— Но мне хочется знать, что такое огонь,— зачирикал Воробышек и полетел всё вверх и вверх, всё к солнцу и к солнцу. Летел он до тех пор, пока не обжёг тоненькие пёрышки своих крылышек. Испугавшись, он возвратился. Мать ждала его ни живая ни мёртвая.
— Ну теперь я знаю, что такое огонь,— сказал Воробышек.
Кошкин дом (https://youtu.be/uqGw8avTBVA)
Фиксики – Огнетушитель (https://youtu.be/WMkhHrxSuoA)
Азбука пожарной безопасности – Смешарики 2D (https://youtu.be/QK8k3XmNVLA)
Путаница (Веселая карусель вып.6) (https://youtu.be/JW1WNuFBOPU)
Уроки осторожности тетушки Совы - мультфильм 9 (https://youtu.be/pCl40Zm27z8)
Три котенка - Коробок шершавый бок (2 сезон | серия 11) (https://youtu.be/bC79sRIsci8)
Аркадий Паровозов спешит на помощь - Газ - Серия 2 (https://youtu.be/dvn1-dNxAFA)
Аркадий Паровозов спешит на помощь - Спички - Серия 4 (https://youtu.be/-r6XG6VLWng)
Игра с огнем -- Лукоморье Пикчерз (https://youtu.be/Yo-ggYvxhEY)
Воспитатель обращает внимание детей на противопожарный щит.
— Как вы думаете, почему все предметы покрашены в красный цвет? (Все эти предметы предназначены для тушения пожара.)
— Мы с вами рассматриваем противопожарный щит. Когда возникнет пожар, взрослые здесь могут взять все необходимое для тушения огня (ведро, багор, топор, лопату, лом).
— Назовите знакомые вам предметы, которые вы видите на этом щите.
— Что взрослые могут делать этими предметами при возникновении пожара? (Ведром носить воду и заливать огонь. Топором вырубить часть охваченного огнем предмета, разбить окно или дверь, чтобы проникнуть в охваченное пламенем помещение. С помощью лопаты закидать огонь песком или землей.)
— На противопожарном щите есть предмет, которого в другом месте мы не видим. Это — багор. Он имеет длинную ручку, и на ее конце согнутый металлический крюк. Багор очень нужен при пожаре. Им из помещения вытаскивают предметы, разбирают горящие деревянные стены. Ручка багра длинная, и потому огонь не достает того, кто им пользуется.
— Огонь можно погасить не только водой. Помните, мы с вами тушили костер песком? Что стало с огнем? (Огонь потух.)
— В противопожарном уголке есть ящик. Посмотрите, что в нем есть? (Песок.)
— Для чего нужен этот песок? (Во время пожара песком можно потушить огонь. А это — кошма. Когда ее накинешь на пламя, огонь потухнет.)
— В противопожарном уголке есть огнетушитель. Им могут пользоваться все взрослые. Этому их обучают. Направляют пенную струю на пламя, и оно гаснет.
Мы рассмотрели все предметы на противопожарном щите. Как вы думаете, почему они все находятся на одном месте? (Это сделано для того, чтобы при необходимости взрослые могли легко найти нужный инвентарь.)
Наглядные пособия: комплект знаков пожарной безопасности, пожарные извещатели.
Во время экскурсии воспитатель рассказывает детям об устройстве сигнализации. При этом в лексику детей вводятся такие понятия, как «сигнализация», «пульт», «пожарный извещатель», закрепляются уже известные им ранее «пожарный щит», «багор», «огнетушитель».
С детьми проводится беседа о том, как работает огнетушитель. В конце занятия воспитатель задает детям вопросы по теме, называет несколько пословиц, предлагая объяснить их значение, напоминает, что пожарная охрана вызывается по телефону «01».
При подходе к пожарной части воспитатель рассказывает о пожарных, об их трудной работе.
— Посмотрите, дети, какое большое здание, большие ворота. Сосчитайте, сколько их?
(Дети считают, называют количество.)
— А что видно за этими воротами? (Дети: Пожарные машины!)
Воспитатель рассказывает о пожарных машинах, о применении сигнала «Сирена» при выезде на пожар. Приглашает детей к пожарной машине и предлагает рассмотреть ее.
— Эта машина имеет красный цвет. Почему ее покрасили в такой цвет? (Чтобы ее было видно издалека, когда она спешит на пожар.)
— Она имеет мигающий синий цвет, а также сирену. Для чего они нужны? (На пожар приходится спешить, а сигнал предупреждает, что едет пожарная машина. Все другие машины и пешеходы дают ей дорогу.)
— К машине прикреплена лестница. Для чего она нужна? (По лестнице пожарные поднимаются на верхние этажи дома, чтобы тушить огонь.)
(Пожарные показывают пожарные рукава и стволы.)
— Для чего они нужны? (С помощью рукавов на огонь направляют воду, пену и тушат его.)
— Чтобы по этим рукавам шла вода, водитель машины включает насос. Чтобы не получить ожогов, пожарные надевают специальные костюмы. (Один из пожарных продемонстрирует, как применять этот костюм.)
— На голову надевается каска. Костюм защищает человека от огня. На лицо надевают специальный кислородоизо-лирующий противогаз для защиты органов дыхания от дыма. Для чего это нужно? (Огонь очень коварный, и пожарные могут получить травмы.)
Если допустят в диспетчерский центр:
— Здесь находится диспетчерский пульт и работают опытные диспетчеры. Это пульт сигнализации. Видите, сколько на нем разных кнопочек, телефонов, лампочек, микрофонов. На этот пульт поступают тревожные сигналы со всего нашего района. Диспетчер принимает сигналы о пожаре и объявляет по микрофону дежурному караулу, находящемуся у своих машин. Затем включает сирену - сигнал тревоги, и уже через полминуты пожарные машины мчатся по городу на помощь людям, попавшим в беду (в огонь).
(https://dou.su/node/940)
Детская подвижная игра "Огненный дракон" используется в целях пропаганды пожарной безопасности. Развивает у детей физические навыки, умение ползать и ходить приставным шагом, быстроту реакции, точность, ловкость и смелость. Воспитывает в детях чувство самосохранения и осторожного обращения с огнем.
Для игры понадобятся две ленты длиной 50 - 90 см. На игровой площадке очерчивается круг, внутри которого садится игрок с двумя лентами в руках - "Огненный дракон". Все остальные дети берутся за руки и идут по кругу приставным шагом, три раза повторяя слова: «Огонь-дракон, уходи вон!»
"Огненный Дракон" сидит в центре круга. Когда слова произнесены три раза, "дракон" встает, выпрямляется и машет на уровне груди алыми лентами («язычками пламени»), все разбегаются.
Дракон крутится на месте и размахивает лентами, приговаривая:
Языки огня все ближе, ближе.
Нагибайтесь ниже, ниже!
Задача игроков вернутся в круг. Для этого они увертываются, наклоняются низко, ползут, чтобы водящий их не задел лентами. Тех, кого задел, считаются проигравшими.
Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве; формировать чувство долга, сострадания к животному миру, желание оказывать помощь ближнему.
На площадке чертится несколько кругов, в них гнёзда с птенчиками (детьми). Выбирается злой Огонь, который бродит по лесам, полям, лугам, разбрасывает искры пламени (красные ленточки) и начинает пожары. Задача остальных играющих - поймать на лету ленточки – искры, чтобы они не попали в гнёзда, и спасти птенчиков от беды. Игра считается законченной когда все ленточки- искорки потушены.
Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание; совершенствовать координацию движений.
По кругу расставляются стулья, на которых находится по одному огнетушителю (предмету – заменителю).
Количество стульев на один меньше, чем участников игры. Все идут по кругу под музыку. По сигналу каждый должен взять огнетушитель в руки. Количество стульчиков и огнетушителей уменьшается до тех пор, пока не выявится победитель.
и др. игры:
- Земля, вода, воздух, огонь (https://dou.su/node/932)
- Огонь в очаге (https://dou.su/node/930)
Если вдруг беда случится,
Где-то что-то загорится,
Там пожарный нужен срочно.
Он погасит, - это точно.
На машине ярко – красной (Двумя руками имитируем езду на машине «крутим руль».)
Мчимся мы вперёд. (Ритмично щёлкаем пальцами рук.)
Труд тяжёлый и опасный (Энергично потираем ладонь о ладонь вертикально.)
Нас, пожарных, ждёт. (Скрещивают руки на груди и ритмично похлопываем по плечам скрещенными руками.)
Вой пронзительный сирены (Ритмично покачивают головой.)
Может оглушить. (Указательные пальцы обеих рук подносим к ушам, ритмично постукиваем.)
Будем и водой, и пеной. (Ритмично «выбрасываем» пальцы из сжатого кулака.)
Мы пожар тушить. (Ритмично постукивают кулачками друг о друга.)
И в беду попавшим людям (Ритмично потирают ладони.)
Сможем мы помочь, (Ритмично похлопывают руками по бокам.)
С пламенем бороться будем, (Ритмично потопывают.)
Мы и день и ночь! (Ритмично хлопают в ладоши.)
Для забавы, для игры (Ритмично щёлкают пальцами рук)
Спичек в руки не бери. (Ритмично покачивают указательным пальцем.)
Не шути, дружок, с огнём, (Ритмично покачивают головой.)
Чтобы не жалеть потом. (Ритмично постукивают кулачками друг о друга.)
Сам огня не разжигай, (Ритмично покачивают головой.)
И другим не позволяй. (Ритмично покачивают указательным пальцем.)
Даже кроха – огонёк (Ритмично похлопывают по ногам.)
От пожара не далёк. (Ритмично потирают ладони.)
Газ на кухне, пылесос ли, (Поочерёдно загибают пальцы.)
Телевизор ли, утюг,
Пусть включает только взрослый, (Постукивают кулачком одной руки о ладонь другой.)
Наш надёжный старый друг. (Ритмично щёлкают пальцами.)
Тили-тили-тили, (хлопки ладошками)
бом! ( шлепок по коленям)
Загорелся (помахать кистями)
кошкин («ушки на макушке», руки ладошками вперёд)
дом. (руки «домиком» над головой)
Кошка выскочила! (топнуть ножкой)
Глаза («бинокль» вокруг глаз)
выпучила. (ладошки около глаз)
Бежит (пальчики «бегут»)
курочка (большой и указательный пальцы сложить в клювик)
с ведром (ладошки горсточкой)
заливать (пальчики как бы брызгают)
кошкин дом. (руки «домиком» над головой)
По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульев, на которых разложена амуниция: каска, перчатки, ремень и т. п. Нужно подготовиться к выезду – надеть снаряжение. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.
По команде игроки должны преодолеть полосу препятствий, добраться до стульчика с куклой, «вынести ее из огня». Побеждает тот, кто придет к финишу первым. Игру можно усложнить, предложив «разведчикам» двигаться с завязанными глазами (сильное задымление). В этом случае полоса препятствий должна быть короткой и не очень сложной.
По условному сигналу игроки черпают воду из большого таза маленьким ведерком и передают его друг другу, выстроившись в цепочку. Последний выливает воду в пустую емкость. Побеждает команда, которая быстрее ее заполнит.
Игроки садятся на стульчики, берут в руки катушки, к каждой из которых одним концом прикреплен шнур (пожарный рукав). Побеждает тот, кто быстрее намотает шнур на катушку.
Вариант 1.
Ведущий читает двухстрочные стихи, последнее слово во второй строке дети придумывают сами, рифмуя его с последним словом предыдущей строки.
Пожар мы быстро победим,
Коль позвоним по… («01»).
Если стал гореть забор,
Доставай скорей … (топор).
Если все в дыму у нас,
Надевай … (противогаз).
У пожарных не напрасно
Цвет машины ярко-… (красный).
Наш брандспойт
Был очень старый
И не мог тушить … (пожары).
Мчалась лестница все выше,
Поднялась до самой … (крыши).
Вдоль по улице, как птица,
На пожар машина … (мчится).
На пожаре ждет беда,
Если кончилась … (вода).
Чтоб огонь нам одолеть,
Надо вовремя … (успеть).
Ох, опасные сестрички -
Это маленькие … (спички).
Знать обязан каждый житель,
Где висит … (огнетушитель).
При пожаре не зевай,
Огонь водою … (заливай).
Деревянные сестрички
В коробочке.
Это … (спички).
Коль не тратишь время даром,
Быстро справишься с … (пожаром).
Вариант 2.
Образовательная задача: закрепить знания детей о правилах безопасного обращения с огнем.
Правила игры: дети, взявшись за руки, образуют круг, в его центре стоит воспитатель с воздушным шариком (мячом) в руках. Он произносит строки стихотворения и, делая паузу на последнем слове, передает шарик (мяч) ребенку, который быстро досказывает слово и возвращает шарик воспитателю.
Этот шар в руках не даром.
Если раньше был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Где взовьется в небо шар,
Там везде грозить нам будет
Злой, безжалостный … (пожар).
Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в… ( квартире)?
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил … (утюг)?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над … (газом).
Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег … (листву).
Дым увидел – не зевай
И пожарных … (вызывай).
Помни, каждый гражданин –
Этот номер … (01)!
Цели: закрепление знаний об основных требованиях пожарной безопасности; повышение личной ответственности за свои поступки; формирование дисциплинированности, чувство долга.
Материал:
У каждого ребенка по одной сигнальной карточке – «светофор». Одна сторона «светофора» зеленого цвета – «разрешающая», другая сторона красного цвета – «запрещающая».
Ход игры:
Педагог называет в произвольном порядке основные требования пожарной безопасности, дети показывают соответствующие цвета «светофора».
Методический материал к игре:
Запрещается:
Бросать горящие спички, окурки в помещениях. Выбрасывать горящую золу вблизи строений. Оставлять открытыми двери печей, каминов. Применять самодельные приборы и предохранители. Включать в одну розетку большое количество потребителей тока (более трех). Использовать неисправную аппаратуру и приборы. Пользоваться поврежденными розетками. Обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами. Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов. Оставлять без присмотра включенные в сеть электрические нагревательные приборы, радиоприемники и т. п. Пользоваться электрошнурами и приводами с нарушенной изоляцией. Устраивать в квартирах жилых домов мастерские, складские помещения, где применяются и хранятся взрывоопасные материалы. Оставлять без присмотра топящиеся печи, а также поручать надзор за ними малолетним детям.
Необходимо (разрешается):
Защищать себя, имущество, жилой дом, дачу, гараж, машину, а также государственное имущество от пожара. В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану по телефону «01», сообщить адрес, где возник пожар, и назвать свою фамилию. Эвакуировать детей, больных, престарелых, инвалидов из очагов пожара. Подать сигнал тревоги. Встретить пожарных и сообщить им об очаге пожара. Вывесить табличку в образовательном учреждении с указанием номера телефона экстренного вызова пожарной охраны: «01». Учиться пользоваться огнетушителем; Знать план эвакуации на случай пожара. Не открывать двери в помещении, где произошло возгорание. Кричать и звать на помощь взрослых. Закрыть нос и рот мокрой повязкой (платком, шарфом) для защиты от дыма. Набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани, мокрое покрывало, плащ, пальто при нахождении в зоне пожара. Двигаться ползком или пригнувшись вдоль стены, если помещение сильно задымлено. Набросить покрывало на пострадавшего, если на нем загорелась одежда, и плотно прижать его к телу человека для прекращения доступа воздуха. Потушить одежду, сняв ее или прижавшись к земле, полу, стене. Открыть в задымленных помещениях, где нет огня, окна и двери для проветривания. Освободить пострадавшего, вынесенного на улицу, от одежды или расстегнуть ворот, ослабить застежку. Вызвать для пострадавшего скорую помощь по телефону «03», отправить его в больницу.
Игровая задача: быстро и правильно выполнить ответственное действие.
Образовательная задача: закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию на ответное действие.
Правила игры: дети стоят в кругу, воспитатель – в центре. Педагог называет какой-либо предмет или вещество и бросает мяч одному из детей. В том случае, если это вещество не горючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно горючее – отбить. Ребенок, сделавший ошибку, выбывает из круга. Выигрывает ребенок, оставшийся последним.
(Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т.д.)
Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики.
Образовательная задача: сформировать у детей интерес к профессии пожарного.
Правила игры: детям раздаются карточки с изображением предметов и явлений, характеризующих различные профессии, в том числе и пожарного. Ребята на скорость выбирают из общей массы карточек те, которые относятся к пожарной тематике. Выигрывает тот, кто быстрее отберет нужные карточки и не допустит при этом ошибки.
Игровая задача: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы.
Образовательная задача: способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб.
Правила игры: дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3-4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба. (Роль дежурного выполняет воспитатель).
Воспитатель в стихотворной форме задает вопрос, а дети хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья», если ответ на вопрос положительный, и молчать, если отрицательный.
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"
- Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?
- Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?
-Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?
-Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.
-Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление. Объяснить, почему выбрали именно эти предметы. Правильно разложить карточки на две группы.
Подготовка: Необходимо подобрать картинки с изображением огнеопасных и обычных предметов.
1 вариант игры: карточки делятся между игроками, карточки нужно разделить на две группы: огнеопасные предметы и предметы, не представляющие угрозы для возникновения пожара.
2 вариант игры: воспитатель выкладывает перед игроками несколько карточек, среди которых основная масса огнеопасных (или наоборот, не опасных) предметов. Задача игроков найти лишний предмет.
Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.
Ход игры: ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре (хорошо для этих целей подходят плакаты по пожарной безопасности, в комплекте).
(https://dou.su/online/paint/fire-engine)
Детская онлайн-раскраска "Пожарная машина" использует инструмент "Заливка цветом" из профессиональных графических редакторов. Тем самым, в игровой форме, ребенок учится работать с современными инструментами дизайнеров и художников.
Поделки своими руками на тему «Пожарная безопасность» – это не только увлекательный творческий процесс, но и прекрасная наглядная агитация. Ребенок, создавая их, знакомится с правилами борьбы с огнем, действиями пожарных, существующей техникой. Реальная опасность пожара становится понятнее для него. Увлечь ребенка помогают интересные и познавательные идеи и доступная для его возраста техника.
(https://dou.su/node/937)
Пожарная машина из бумаги представляет собой несложную поделку, с которой могут справиться воспитанники старшей и подготовительной группы. Для изготовления поделки в детском саду понадобится заготовка-шаблон для вырезания (https://dou.su/files/mclass/dou_su_file937_1096.jpg), ножницы и клей.